В этом году для проведения мероприятия была выбрана площадка Центра международной торговли, где проходят мероприятия самого высокого международного уровня.
Деловая программа стала по-настоящему насыщенной и охватила самые разные темы, актуальные для отрасли, а также включала разнообразные форматы. Конгресс по традиции стал отличной коммуникационной площадкой для профессионального диалога, деловых переговоров и неформального общения.
Мы страна, которая должна сама обеспечить производство современных судов, оборудования и услуги
На сегодняшний день президентом Российской Федерации было принято решение о внесении серьезных изменений в морскую политику страны. И создание управления по вопросам государственной морской политики — это одна из небольших частей общего комплексного системного подхода к перезагрузке морской политики Российской Федерации.
Начальник Управления Президента Российской Федерации по вопросам национальной морской политики, Сергей Алексеевич Вахруков открывая пленарное заседание отметил, что управление сейчас ведет активную работу по анализу влияния геополитической ситуации на морскую отрасль и обеспечение национальных интересов в Мировом океане.
«Я хотел бы обратиться к участникам конгресса с предложением направлять в адрес управления предложения по совершенствованию морской политики и мы постараемся их интегрировать и в дальнейшем подготовить те или иные системные решения. Уверен, вместе мы добьёмся более эффективных, позитивных и качественных результатов», – обратился к присутствующим Сергей Вахруков.
Он подчеркнул, что управление только часть той системной работы, которая сейчас осуществляется в вопросах перезагрузки государственного управления морской деятельности и морской индустрии.
Альберт Анварович Каримов, заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации во время пленарного заседания рассказал о задачах и стратегии развития судостроительной промышленности до 2035 года и дальнейшую перспективу.
«Мы фокусируемся на развитии гражданского судостроения, и при этом нашей промышленности нужно обеспечить не только потребности в различных типах судов, но и важно подчеркнуть, что критически важно покрывать потребность и в отечественном судовом комплектующем оборудовании. Это является основой, по сути, нашего технологического суверенитета в судостроительной отрасли».
Во время доклада Альберт Каримов рассказал, что сегодня ведется активная работа по созданию новых мощностей для строительства крупнотоннажных судов, модернизация и техническое перевооружение существующих мощностей, а также создание комплексной системы отечественного судоремонта.
«Стратегически важно закрепить наши позиции в нише арктического технического флота, ледокольного флота, пассажирских судов и судов смешанного плавания. Кроме того, занять новые ниши в части крупнотоннажного транспортного флота, который в том числе будет и арктического, и судов специального назначения», – подчеркнул Каримов.
Основным инструментом для реализации тех задач, которые будут ставиться в стратегии, предполагается, что станет параллельно разрабатываемый в настоящее время федеральный проект производства судов и судового оборудования.
Завершая доклад, Альберт Каримов отметил, – «Сейчас мы отдаём приоритет задачам по обеспечению потребностей в специальных судах технического флота, ледокольного флота, а также флота для внутренних водных путей и перевозки пассажиров, если условно можно сказать, на краткосрочную и среднесрочную перспективу. А эффект от запланированных мероприятий по созданию мощностей дополнительных и развитие мощностей по крупнотоннажному флоту, он уже проявит себя в полной мере за горизонтом 2030 года».
Во время конференции «Развитие Большого Северного морского пути: маршрут построим» проводимого в рамках II Морского конгресса эксперты обсудили возможность достижения целей по развитию СМП
В том числе были затронуты экономические эффекты и экологические риски при реализации проекта, а также новые вызовы, стоящие перед отраслью по освоению Северного пути.
Самонова Наталья, руководитель направления «Финансовое моделирование и разработка аналитических систем» ФАНУ «Востокгосплан» отметила, что на сегодняшний день, все сценарии развития Северного морского пути показывают высокие показатели эффективности и окупаемость.
«Чтобы было понятно на цифрах, мы ожидаем в различных сценариях от 12 до 21 триллиона налоговых поступлений от реализации всех проектов на Северном морском пути», – подчеркнула она.
Эксперты отметили, что СМП должен стать коридором БРИКС, коридором СНГ и всех других объединений партнерских стран России.
«Конечно, надо будет построить заправки альтернативного топлива для судов. Это возволит выстроить инфраструктуру, позволяющую нам привлечь на эти маршруты современные суда для работы, в том числе и круизные», – резюмировала Зворыкина Юлия, член Общественного совета при Минвостокразвития России.
Предприятие «Винета» провела семинар-презентацию «Российское судовое комплектующее оборудование для гражданского флота» в формате бизнес завтрака для партнеров.
На семинаре было представлено оборудование, изготовленное в рамках Соглашения с Минпромторгом РФ: типоряд установок очистки сточных вод физико-химического типа, типоряд модулей сепарации топлива и масла центробежного типа, типоряд блоков подготовки тяжелого топлива.
Спикером выступил заместитель директора по развитию Петров Павел Юрьевич.
Он рассказал об эффективности субсидий Минпромторга России на создание отечественного судового комплектующего оборудования, дал экспертную оценку конкурентоспособности создаваемых российских образцов комплектующего оборудования по сравнению с иностранной продукцией и технологичности отечественной элементной и компонентной базы для создания образцов новой техники.
Также речь шла об установке российского оборудования взамен иностранного на уже существующие проекты судов и его взаимозаменяемости с ранее поставлявшейся иностранной продукцией.
По окончании презентации гости были приглашены к участию в дискуссии.
В рамках выставочной программы «Винета» представила образцы своей новейшей продукции, разработанной в рамках Соглашения с Минпромторгом РФ.
В рамках II Морского конгресса прошел пресс-подход руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот) Андрея Владимировича Тарасенко.
Говоря об основных существующих на сегодняшний день тенденциях развития морского транспорта в России Тарасенко отметил, что к ним, прежде всего, относятся модернизация портовой инфраструктуры и флота, а также развитие речных грузоперевозок с возможностью интеграции их с морскими портами и другими видами транспорта.
Он также отметил, что производство некоторых отечественных комплектующих, таких как радиооборудование, «уходит в неадекватные сроки» поставки от 12 месяцев.
«То есть для строительства небольших экскурсионных, прогулочных, скоростных судов такие сроки поставки неприемлемы и не позволяют вовремя сдать суда. На это хотелось бы тоже обратить внимание», – добавил гендиректор «Нева Тревел».
В рамках II Морского конгресса состоялся пресс-подход заместителя руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот) Константина Анисимова и генерального директора «Нева Тревел» Юрия Набатова.
По словам Константина Анисимова, по всей России отмечен рост пассажирских перевозок водными видами транспорта.
«Как в Москве и Санкт-Петербурге, так и в других городах, мы видим высокий спрос со стороны туристов и пассажиров на водный транспорт, а также активную работу нашей судостроительной промышленности и лизинговых компаний по строительству новых судов. Все это вместе дает хороший эффект, мы уже видим развитие водного транспорта на регулярных маршрутах», – сказал Константин Анисимов.
В свою очередь, генеральный директор «Нева Тревел» Юрий Набатов отметил, что основным вызовом на сегодняшний день становится обеспечение растущего спроса качественными и безопасными услугами по перевозке пассажиров.
«Для выполнения этой задачи необходимо обновлять флот, производить новые современные суда, которые будут отвечать абсолютно другим требованиям уровня комфорта, мореплавания и безопасности», – ответил Юрий Набатов.
По его словам, сейчас ведутся разработки скоростных и прогулочных катамаранов нового типа, а также вводятся в эксплуатацию небольшие суда для рек каналов. В частности, в текущем году было построено первое судно новой серии «Сити Круиз».
«Для реализации амбициозных планов и задач по обновлению флота, по изменению качества этих услуг необходимо, конечно же, серийно включать пассажирские суда в программу льготного лизинга», – добавил Юрий Набатов.
При этом он отметил важность возобновления совместной работы программы льготного лизинга и программы по судовому гранту.
«То, что эти программы перестали работать вместе, это серьезный удар по возможному развитию судостроения и пассажирских перевозок. Поэтому мы также будем надеяться и настаивать, чтобы возможность работы этих мер поддержки вместе была возобновлена. Это также даст серьезный импульс для обновления флота», – сказал Юрий Набатов.
Отвечая на вопрос о технологическом суверенитете российского водного транспорта Константин Анисимов сообщил, что практически по всем позициям достигнут технологический суверенитет.
«Мы фактически по всем позициям имеем технологический суверенитет. Может быть, есть несколько позиций как, допустим, высоко оборотные двигатели, где еще есть определенная проблематика в поставках. Все остальное мы сами хорошо умеем хорошо, качественно делать и видим результат», – отметил он.
Генеральный директор «Нева Тревел» Юрий Набатов также добавил, что все проекты судов строятся в довольно сжатые сроки – около полутора лет с момента закладки до ввода в эксплуатацию – и соответствуют всем требованиям по необходимому составу отечественных комплектующих, оборудованию и технологическим процессам.
«Тем не менее, подтверждаю, что у нас основная проблема с двигателями для скоростных судов. Проблема эта быстро решена не будет, но работы, насколько мы понимаем, ведутся и, надеемся, приведут к положительному результату», – сказал Юрий Набатов.
Он также отметил, что производство некоторых отечественных комплектующих, таких как радиооборудование, «уходит в неадекватные сроки» поставки от 12 месяцев.
«То есть для строительства небольших экскурсионных, прогулочных, скоростных судов такие сроки поставки неприемлемы и не позволяют вовремя сдать суда. На это хотелось бы тоже обратить внимание», – добавил гендиректор «Нева Тревел».
Международный бизнес-диалог «Россия – Китай» состоялся на полях Конгресса
Эксперты затронули вопросы совместного развития морских портов и инфраструктуры, взаимодействие судостроительных компаний обоих стран, совместные проекты в области развития морской логистики и многое другое.
Сергей Санакоев, президент АНО «Центр исследований АТР» во время выступления отметил, что несмотря на вторичные санкции, Россия достигла торгового оборота с Китаем в 230 млрд.долларов, превысив установленные планы.
«Мы расширяем логистические пути, в том числе и при помощи морских перевозок и можно с уверенностью сказать, что Китай – это наш стратегический партнер на многие годы вперед. Сегодня «Севморпуть» считается одним из пяти важнейших маршрутов доктрины «Один пояс, один путь» и крупные Китайские компании уже подключатся к подрядам на модернизацию строительства морских портов в России с привлечением китайского экспортного финансирования, причём на очень хороших условиях и с точки зрения ставки, и с точки зрения сроков», – подчеркнул Сергей Санакоев.Вместе с тем, эк
Эксперт отметил, что есть и перспектива промышленной кооперации в судостроении.
Анастасия Большакова, руководитель практики «Транспорт и логистика», юридическая компания Savina Legal поделилась с присутствующими способами взаиморасчетов с нерезидентами. Спикер отметила, что государство активно оказывает поддержку бизнесу в этом направлении, снимая ограничения на разного рода сделки и операции.
«Первым шагом в сторону бизнеса со стороны государства было снятие ограничений на бартерные сделки. Следующий инструмент, который мы с вами можем использовать при осуществлении взаиморасчетов с нерезидентами, это платежные агенты. Еще один способ осуществления платежей — это зачет. В РФ этот способ всем известен, многие им пользуются. И дополнительный способ – договор транспортной экспедиции», – резюмировала Анастасия Большакова.