Поведенческие факторы
В вопросах и ответах
Поведенческие факторы уже давно играют существенную роль в формулах ранжирования. После заявления А. Садовского о том, что Яндекс планирует ввести новый алгоритм ранжирования без ссылок, роль поведенческих факторов стала ещё более заметной.
Итак, что же такое поведенческие факторы?
Поведенческие факторы — это совокупность всех возможных действий пользователя на сайте. Поисковики тщательно следят за тем, как ведут себя посетители на сайте и на основе анализа их поведения делают выводы о релевантности сайта запросу.
Какие факторы считаются поведенческими?
К поведенческим факторам относятся:
- время, проведенное на сайте,
- количество отказов (когда пользователь закрывает сайт менее чем через 15 секунд после захода на него),
- возвращения на сайт пользователей,
- количество просмотренных пользователем страниц,
- время просмотра каждой страницы,
- клики на ссылки и картинки,
- и другие
Как отслеживать состояние поведенческих факторов на сайте?
Посмотреть данные о поведении пользователей на сайте можно с помощью специальных сервисов – Яндекс.Метрика и Google Analytics.
Предварительно коды данных счетчиков необходимо установить на сайте. Только после этого можно будет отслеживать статистку посещений сайта и поведение на нём пользователей – на какие ссылки чаще всего кликают, каков порядок просмотра страниц, сколько времени пользователи проводят на сайте и так далее. Если данные инструменты веб-аналитики еще не стоят на вашем сайте – обязательно их поставьте!
Как улучшить показатели по поведенческим факторам?
Единственный возможный способ улучшить показатели поведенческих факторов – это улучшить сам сайт. Да, этот совет не нов, но это единственно верный путь.
Чтобы сайт был привлекателен для пользователей, чтобы они задерживались на нём как можно больше, а возвращались как можно чаще, нужно:
- Создать действительно уникальное торговое предложение
Это вопрос стратегического маркетинга вашей компании. Именно с него и стоит начинать работу над сайтом. Если ваше предложение будет выгоднее, чем предложения конкурентов, пользователи заинтересуются им.
- Улучшить контент сайта
Тексты на сайте должны быть интересными, убедительными и полезными для пользователей, попавших на сайт по определённому запросу. Изображения так же должны отвечать интересам пользователя и иллюстрировать предложенную на сайте информацию. На сайте должно быть минимум рекламы и точно не должно быть всплывающих pop-up баннеров.
- Улучшить навигацию сайта
Сайт должен быть не просто интересным по содержанию, но и удобным для пользователя. Контакты, система поиска по сайту, главное меню, информация о ценах, карта сайта – всё это должно быть в быстром и лёгком доступе. Главное правило – попасть на любую страницу с Главной за 2 клика.
- Улучшить техническую сторону сайта
Недопустимы ситуации, когда страницы сайта не открываются вообще или открываются, но слишком медленно. Или когда по техническим причинам сайт не открывается с мобильных устройств и планшетов.
На самом деле самостоятельно определить, что на сайте «не так», бывает довольно сложно. Даже специалисты, прежде чем хоть что-то посоветовать, тратят на веб-аналитику от 40 до 120 часов только на предварительный анализ, при этом зная все методики и схемы его проведения.
Как правило, владельцы сайта не задумываются о поведенческих факторах и конверсии, а стараются разными способами привлекать больше трафика на сайт, по принципу: чем больше придет, тем больше закажут.
Допустим, привели вы в месяц 600 человек, трое из них сделали заказ, конверсия сайта равна 3х100/600=0,5%. Если поработать над поведенческими факторами и довести конверсию до 10%, то из тех же 600 посетителей сайта, уже 60 станут вашими клиентами. Добиться этой же цифры, не работая с поведенческими факторами, можно только увеличив бюджет на трафик в 20 раз. Согласитесь, разница по затратам будет ощутимая.
Поэтому юзабилити-аудит сайта (анализ сайта на предмет удобства для пользователей) и работа с поведенческими факторами на его основе, как правило, с лихвой окупаются уже в первый месяц.
Хорошая книга по теме, которую обязательно стоит прочитать каждому владельцу сайта – Стив Круг «Не заставляйте меня думать».
Можно ли накрутить поведенческие факторы искусственно?
Теоретически – да, можно, но делать этого ни в коем случае нельзя! Поисковики усиленно борются с искусственными накрутками, которые не так уж и сложно вычислить. Искусственная накрутка поведенческих факторов непременно ведёт к наложению на сайт фильтров и, как следствие, к потере позиций и трафика.
Вывод
Чем лучше позиции сайта – тем больше пользователей увидят сайт, чем больше пользователей увидят сайт – тем больше их зайдёт на него, чем интереснее сайт – тем больше времени они на нём проведут, чем больше времени на сайте проводят пользователи – тем лучше позиции сайта в поисковиках, чем лучше позиции сайта … ну а дальше вы уже знаете.
Если сайт характеризуется высокой посещаемостью, пользователи проводят на нём достаточно долгое время, а процент отказов стремится к нулю, значит, ваш сайт действительно хорош. Поисковики это обязательно заметят и сайт займет выгодные позиции. Но, к сожалению, в 90% случаев, картина вырисовывается менее впечатляющая.
Хотите быть уверены, что ваш сайт удобен для пользователей? Закажите Юзабилити-аудит. Специалисты подробно проанализируют сайт по более 100 критериям и дадут полный отчет, а также рекомендации по улучшению сайта. В Сервисе 1PS.RU каждый аудит выполняют два специалиста, чтобы вы получили действительно качественный анализ. При необходимости специалисты Сервиса готовы помочь и с внесением правок на сайт.