Только появившись в России, американские велосипеды произвели настоящий фурор. По эргономичности они давали сто очков вперед отечественным, а качеством наголову превосходили дешевые китайские подделки. Но сейчас, в эпоху интернет-магазинов и трансконтинентальной торговли, остаются ли «те самые американские “горные” велики» потускневшей мечтой детства или по-прежнему актуальной покупкой? Давайте разберемся.
Основные бренды и “Большая Тройка” американских велосипедов
Сейчас американский рынок продает 15-20 миллионов новых велосипедов на $6-7 миллиардов в год. На нем работает около двух тысяч компаний и около 150 брендов. На недостаток выбора пожаловаться точно нельзя. Но более 40% рынка делят три крупные компании, так называемая “Большая Тройка”.
Это Giant, Trek Bicycle и Specialized Bicycle Components. Говоря о велосипедах из США имеет смысл рассматривать в первую очередь их.
-
Trek.
“Тройку” возглавляет Trek Bicycle. Под его эгидой находятся такие “дочки” как Trek, Electra и легендарный Gary Fisher. “Зонтичный” бренд возник в разгар велобума 1975-го. Именно тогда Бевилл Хогг и его партнер Ричард Берк начали клепать в сарае стальные рамы. Время было подобрано отлично, дело пошло, и сейчас американские велосипеды этой марки занимают целых 26% национального рынка.
Уже через десяток лет некогда кустарное предприятие из сарая стало заимствовать технологии у авиации и даже NASA. Как раз в 1985 году Trek начал производить алюминиевые рамы, а еще через год, в 1986-м, компания создала первую раму из углепластика. Инновации стали своеобразным пропуском Трека в “высшую лигу”.
В 1990 году Trek Bicycle скрестила скоростной “шоссейник” и классический американский горный велосипед, получив более быстрый, но по-прежнему комфортный и проходимый гибрид. Впоследствии линейка гибридов принесла Треку и славу и выгоду.
Сейчас Trek изготавливает почти что угодно — американские детские велосипеды, горные велосипеды, городские, гибриды, электробайки, шоссейники, циклокросы, велосипеды для мужчин и дамские модели. Касательно цены разброс тоже радует глаз: от демократических $200 и до $10 000+ для профессионалов.
“Американцы” из числа “Треков” — это приблизительно 20 000 велосипедов в год, выпускающихся на заводе в Висконсине. Есть ещё “азиаты”, китайцы, которые считаются менее качественными. Если решите купить велосипед в Америке, вам достанется вариант из Висконсина.
“Трек” и его дочерние бренды производят и запчасти для велосипедов — колеса, выносы, педали, рули, сёдла, велокомпьютеры. Кроме них есть ещё аксессуары: шлемы, очки, велообувь и так далее. Все надежное и качественное, особенно “американцы” high-end класса.
Второй по величине и влиятельности велобренд, широко известный во всем мире. Мы не будем сильно акцентироваться на этой марке, поскольку и она, и её “зонтичные” бренды имеют, скорее, тайваньскую прописку. На американском рынке амбициозные тайванцы контролируют примерно 10%. Цены у Giant слегка выше, чем у Trek, а качество считается ниже.
А вот Specialized Bicycle Components — компания полностью американская. Более того — компания, история которой можно иллюстрировать какую-нибудь статью про “американскую мечту” во плоти. Создатель Specialized Bicycle обожал велосипеды ещё в детстве.
Когда же Майк Синьярд поступил в колледж, он начал скупать старые велосипеды, ремонтировать их, тюнинговать и продавать. Это позволяло ему вносить часть платы за обучение, а в 1974-го подработка превратилась в независимую компанию. Сперва Синьярд ввозил детали из Италии, но был недоволен их качеством. Через два года он начал выпускать собственный продукт — шины с лейблом Specialized Bicycle Components.
Компания оказалась успешной, и вскоре появился первый “горный” велосипед, ставший массовым — Specialized Stumpjumper. Он вышел на рынок 1981 году, стал бестселлером и с обновлениями и модернизациями “дожил” до наших дней. Сейчас оригинальный Stumpjumper доступен и в хардтейл-варианте, и как двухподвесник.
Коньком Specialized Bicycle Components стало использование композитных материалов. Например, модель Specialized Epic обладала первой доступной для массового рынка рамой из углепластика. Ещё одним прорывом компании стала схема амортизатора заднего подвеса.
После кризиса 90-х годов 49% акций компании оказались у тайванцев из Merida. Но Майк Синьярд еще контролирует “золотую акцию”, и осуществляет общее руководство производствами. Официальный сайт доставляет товары бесплатно к складу Pochtoy.com при покупке модели от $150.