75 Каннский юбилейный международный кинофестиваль уверенно перевалил за экватор. Показано больше половины картин конкурсных программ, отгремела большая часть звездных дорожек, на которых и мы успели засветиться. Уже в среду, 25 мая, традиционный прием у мэра для фестивальной прессы – верный знак, что пора подводить промежуточные итоги.
Начнем с основного конкурса. Из 12 просмотренных фильмов, к некоторому нашему разочарованию, пока нет ни одного, про который бы можно было сказать: «Вау! Только ради этого и стоило приехать на фестиваль». Возникло ощущение, что отборщики сделали ставку на хороший средний уровень, а режиссеры отчитываются своим соответствием текущей повестке. Более того, немного удивляет откровенная манипулятивность целого ряда работ, от R.M.N. (название остается нераскрытым в фильме, для себя мы его адаптировали как «Румыния»), где изображен весьма искусственный, на наш взгляд, межнациональный конфликт в одной забытой богом деревне в Трасильвании, с множеством нестыковок и не развязанных сценарных линий и до «Священного паука» о женоненавистнических порядках в современном Иране. Нет, не подумайте плохого, автор этих строк искренне любит животных, категорически против всяческих конфликтов. Абьюз по принципу национальности, пола, возраста, ориентации я считаю недопустимым, а любое насилие над противоположным полом безнравственным и отвратительным. Но декларативность, прямолинейность и шаблонные приемы фильмов основного конкурса не тянут на художественные авторские высказывания.
Наши субъективные наблюдения коррелируются с другими отзывами фестивальной прессы. Например, в неофициальном рейтинге журнала Screen Daily, оценки девяти из десяти конкурсантов сгруппировались в узком интервале – между 2,1 и 2,8 баллов. Особняком стоит драма Валерии Бруни-Тедески «Вечно молодые», получившая 1,8 балла. Первое место занимает фильм Джеймса Грэя «Время Армагеддона» с оценкой 2,8. Российская картина «Жена Чайковского» Кирилла Серебренникова получила 2,2 – вполне себе средний результат.
Решение поехать на Каннский кинофестиваль в силу последних событий далось нам не легко. Были опасения что мы, как представители России окажемся в положении незваного гостя, несмотря на подтверждение пресс-аккредитации (в самый последний момент). Переживали, что друзья и коллеги из разных стран при встрече будут переходить на другую сторону дороги, отводить глаза и усиленно не узнавать…
К счастью, наши личные опасения не подтвердились: узнают, здороваются, разговаривают. Общения стало даже больше, чем раньше. В приватных встречах с представителями европейских культурных институций мы чаще всего сталкиваемся с очень взвешенной позицией, которая заключается в необходимости аудита всех культурных связей и более осторожного подхода к сотрудничеству, но, при этом, практически все так или иначе разделяют слова Сергея Лозницы о недопустимости и, самое главное, невозможности отмены российской (или любой другой) культуры за рубежом. Мировой культурное разнообразие в взаимопроникновении и взаимодополнении всех культур – это прекрасно понимают наши коллеги.
Самый главный итог юбилейного фестиваля, который уже точно не поменяется – несмотря на ежегодное ворчание критики (включая и наше тоже) Каннский фестиваль жив. Все так же не достать билетов на показы, по-прежнему вечером набережная Круазетт перед дворцом фестиваля наполняется одетыми в вечерние платья людьми с табличкой «Ticket please». На Marche du Film, сделки заключаются. Даже фестивальная пресса продолжает оставаться востребованной. Несмотря на то, что все выпуски можно найти в интернете, бумажные журналы расхватывают как горячие пирожки, да и тоньше они не становятся. Так что, команда «Мотор!», которая была отдана фестивалю три четверти века назад пока и не собирается сменяться финальной «Стоп. Снято!» и до финальных титров, надеемся, пройдет еще не одно десятилетие.