4 апреля в рамках Московского экономического форума (МЭФ) состоялась сессия «Идеология. Образ будущего и цели развития».
Сомодераторами выступили экономист, общественный деятель Андрей Кобяков и политолог, координатор по международной работе МЭФ Маринэ Восканян.
Участие в сессии приняли: российский журналист, писатель-футуролог Максим Калашников, президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов, российский политический философ, общественный деятель, политолог, публицист Александр Щипков, российский историк, футуролог, геополитик Сергей Переслегин, основатель проекта LavkaLavka Борис Акимов, политолог и востоковед Каринэ Геворгян.
В ходе дискуссии обсуждались вопросы телеологии и целеполагания, а также возможность создания актуальных идеологических установок на уровне государства и образа позитивного будущего страны.
В своем вступительном слове Андрей Кобяков отметил, что обычно, говоря об идеологии, люди часто излагают стройные программные тезисы, которые, например, касаются отношений собственности. Но мы живем в такое сложное время, когда насущно необходимо иметь представление о целях развития, необходима консолидация общества вокруг них.
Историк и геополитик Сергей Переслегин подчеркнул, что с точки зрения прогностики идеология есть всегда и в любом обществе. Но она может рефлексироваться, осознаваться и определять форматы поведения, либо не осознаваться совсем. При этом идеология — это всегда превращенная форма онтологии, образа мира, включающего также представление о развитии, прошлом и будущем. Идеология облегчает понимание мира массами, выступая упрощенной версией онтологии.
«Если мы говорим, что онтология является той реальностью, в которую человек погружен, то нужно иметь в виду очень простую и очень неприятную вещь – образ будущего, в котором человеку приходится жить, почти полностью определяется онтологией», — отметил Переслегин.
Системная идеология Запада, формировавшаяся на основе онтологии науки, не может предложить ничего, кроме кризисов и парадигмы Фрэнсиса Фукуямы из его работы «Конец истории». В России же уверены, что современным подходом является сферный, в котором мы видим сложный и очень противоречивый мир, пересыщенный развитием. А главное — базовой эмоцией становится эмоция интереса, а не эмоция страха, присущая всем существовавшим ранее обществам.
Публицист и политический философ Александр Щипков обратил внимание на то, что в России над идеологией работают все и не работает никто. В стране остался единственный диссертационный совет, где защищают работы по идеологии.
«Когда говорят, что можно жить без идеологии, знаменитая 13 статья Конституции, — это полная ерунда, потому что во 2 статье Конституции у нас написано, что главным мерилом у нас является человек. А это абсолютно либеральная конструкция», — отметил Щипков.
По словам философа, чтобы объяснить, что такое идеология и зачем она нужна, ее стоит сравнить с идентичностью. Идентичность отвечает на вопрос «Кто мы?», а идеология — на вопрос «Куда мы идем?».
У россиян есть одна важная черта — в них может сочетаться несочетаемое. Поэтому в России возможен синтез противоположных идеологий – левой и традиционалистской.
В свою очередь кандидат философских наук Михаил Ремизов заявил, что идеология всегда начинается с анализа исторической ситуации, как и образ будущего начинается с настоящего.
«Ключевой факт нашего настоящего, на мой взгляд, состоит в том, что наше государство проходит тяжелейшее испытание на прочность с неизвестным исходом», — отметил Ремизов.
А в таких условиях любая система тяготела бы к тому, чтобы опираться на уже сложившуюся структуру, на сложившиеся методы управления. Это может сработать, если такая критическая ситуация будет краткосрочной. В идеологической сфере с 90-х Россия держалась на двух столпах: постсоветской ностальгии для масс и глобализма для элит. Альтернативой для них может стать концепция «исторической России» и такая экономическая формула, при которой импортно-экспортные отношения будут играть меньшую роль. Позитивный образ России будущего — это образ России, которую нельзя выключить извне.
Борис Акимов, предприниматель и соавтор «Россия 2062. Как нам обустроить страну за 40 лет», отметил, что для России была бы проигрышной попытка построить «глобальный капитализм в отдельно взятой стране». Он также согласился с тем, что будущее России стоит искать здесь и сейчас, исходя из практического опыта.
«Можно сказать, что в нашем проекте мы пытаемся создать образ будущего, который, может быть, очарует достаточно большое количество идей, чтобы потом материализоваться», – отметил Акимов.
Говоря о создании образа будущего и идеологии, писатель-футуролог Максим Калашников отметил, что людям нужно воображение. По словам публициста, Россия должна создать такой образ будущего, который будет очень привлекательным и сможет ставить перед собой и решать те задачи, которые не ставит перед собой ни Запад, ни Восток.
«Нам, безусловно, нужно вести новую индустриализацию в условиях разумного протекционизма. Нам нужна материальная основа. И эта новая индустриализация должна стать, как и в случае с СССР, созданием новой цивилизации, но уже несколько другой», – отметил Максим Калашников.
Футуролог подчеркнул, что образ будущего для России должен быть образом мечты, который привлек бы и жителей других стран.
Подключившаяся к дискуссии политолог, востоковед Каринэ Геворгян предостерегла своих коллег от попыток слишком активных поисков образа будущего. Эксперт отметила, что археологические исследования показали, что очень часто цивилизации устремляют свой взор в будущее на своём излете.
«Если рисовать какой-то светлый образ, то изначально необходимо ободряющее онтологическое основание, которого пока ни у кого нет. И это основание должно быть оформлено в новые символы и образы. Я этого не наблюдаю», — отметила Каринэ Геворгян.
При этом политолог подчеркнула, что для высвобождения социальной энергии нужна мотивация, а они формируются теми самыми смыслами, онтологией.
По итогам мероприятия докладчики согласились, что сегодня российскому обществу необходимо взвешенно ставить перед собой цели и формировать реалистичный и вместе с тем позитивный образ будущего.