15 июня 2022 года в Государственной думе РФ состоялся «круглый стол» «БОЛОНСКАЯ СИСТЕМА: ВХОД И ВЫХОД»
С основным докладом на этом мероприятии выступил первый заместитель Председателя Комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию О.Н. Смолин. Ведущей круглого стола была Председатель Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей Н.А. Останина. В работе круглого стола приняли участие депутаты Госдумы, представители Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, ректоры и преподаватели вузов.
{loadmoduleid 268}
В последнее время в образовательном сообществе и в российских средствах массовой информации активно обсуждается заявление Министерства науки и высшего образования Российской Федерации о выходе российского высшего образования из Болонской системы.
О.Н. Смолин коротко изложил позицию фракции КПРФ в Госдуме по этому вопросу. Вначале своего выступления Олег Николаевич обратил внимание на кардинальные перемены позиции фракции «Единой России» в Госдуме по данной теме. Еще совсем недавно депутаты этой фракции расхваливали Болонскую систему, а с недавних пор они стали ее активно критиковать и предлагают от нее отказаться. Здесь следует обратить внимание на тот факт, что коммунисты в Госдуме в предшествующие годы неоднократно предлагали своим коллегам из других фракций вернуться к обсуждению вопроса, но всякий раз «Единая России» (эта фракция имеет большинство голосов в Госдуме) отклоняла наши предложения. И вот наконец-то единороссы прозрели!
Но теперь не так-то просто вернуться к прежней советской вузовской системе, считает О.Н. Смолин. И, как показала последующая дискуссия на круглом столе, такой же позиции придерживаются и другие его участники. «Когда входили в Болонскую систему, сделали это без ума, а теперь, когда будем выходить из Болонской системы, надо сделать это по уму», — подчеркнул О.Н. Смолин.
В частности, прозвучали следующие мнения участников круглого стола. Если Россия полностью откажется от Болонской системы, то российские вузы покинут многие иностранные студенты, которые хотят получить диплом о высшем образовании международного образца.
В случае полного отказа России от Болонской системы, что станет с нынешними бакалаврами? Смогут ли они продолжить свое образование, если не будет магистратуры? И таких вопросов возникает немало.
Некоторые специалисты (заметим, что они не являются сторонниками Болонской системы) считают, что теперь для выхода из этой системы потребуется, как минимум, пять лет. Поэтому практически все участники круглого стола высказали пожелание, что выходить из Болонской системы надо системно и по уму. Чтобы повторно не наломать дров.
О.Н. Смолин считает, что в сложившейся ситуации следует вернуться к добровольности принятия или отказа от Болонской системы. Сами вузы должны теперь решить, как им лучше поступить. Либо полностью оказаться от этой системы, либо на отдельных факультетах или в вузах ее частично сохранить. Соответствующий законопроект подготовлен нашей фракцией.
О.Н. Смолин также напомнил участникам круглого стола, что у КПРФ имеется цельная комплексная программа по реформированию всей системы российского образования. Наша программа называется «Образование для всех».
И такой комплексный подход является самым верным. Согласитесь, что ничего толком не получится, если на «Запорожце» установить двигатель от дорогой иномарки (такой образ привел один из участников круглого стола). Так и в образовании. Одной реформой вузовской системы всех проблем не решить, если не навести должный порядок в школьном образовании. На это обратили внимание Н.А. Останина и депутат Госдумы фракции КПРФ, доктор исторических наук из Самары М.Н. Матвеев.
Многие участники круглого стола поддержали предложения депутатов фракции КПРФ о необходимости отказа от системы ЕГЭ, согласились с необходимостью избавить от лишней бюрократической нагрузки школьных учителей и вузовских преподавателей. Также необходимо снизить нагрузку на учительский и преподавательский состав, существенно повысить заработные платы и финансирование вузов. М.Н. Матвеев обратил внимание на процесс «старения» преподавательских вузовских кадров. Он считает, что основная причина – низкие заработные платы преподавателей. В этой связи им было предложено предоставить вузовским преподавателям статус государственных служащих с соответствующим обеспечением.
По итогам круглого стола были выработаны рекомендации.
Было также заявлено о том, что 27 июня в Госдуме по инициативе фракции КПРФ состоятся большие парламентские слушания, посвященные реформе образования. В этих слушаниях планируется участие всех думских фракций.