Меня зовут Карен. Я в первую очередь хочу вас всех поблагодарить, что вы сюда сегодня пришли и поблагодарить всех тех, кто смотрит наш прямой эфир. Я бы хотел с вами поговорить о индийском кинематографе. Мы назвали это лекцией, но я в общем-то не совсем историк, чтобы проводить исторические лекции, но о том, чем я занимаюсь и что я очень люблю, пожалуй, расскажу вам достаточно эмоционально. И, наверное, давайте назовем это всё больше разговор, чем лекция. Во-первых, исходя из того, что я вас здесь вижу, исходя из того, что вы смотрите всё сейчас, и, сходя из того, что вы смотрите всё сейчас, я предполагаю, что вы уже любители, по меньшей мере, любители индийского кино. Очень глубокая и очень интересная история индийского кинематографа. Надо сказать, что это самый большой кинематограф на планете, потому что самый большой по количеству картин на планете. Он уже много и долгое время удерживает это самое лидерство.

История индийского кино началась еще в 1899 году, тогда был снят первый фильм «Рестлер» и была создана первая кинематограф, индийское кино насчитывает огромное количество, как уже контентной базы, и уже не говоря о фанатах и просто любителей во всем мире. И для нашей страны это вообще достаточно близкая и далекая история. Когда-то индийское кино занимало чуть ли не половину экранов Советского Союза наряду с советским кино. Оно было очень гармонично сливалось и тогда, если я конечно буду сейчас говорить свое мнение, но на мой взгляд тогда был тот самый золотой век, когда у нас на экранах был только хорошие кино. В большинстве историй. Сегодня мы столкнулись с тем, мы это компания Indian Films, да, наверное, мне надо будет представиться чуть шире.
Меня зовут Карен Мерзаян, я являюсь генеральным продюсером компании Indian Films. На сегодняшний день на российском рынке это единственная компания, которая с достаточно большим упорством долго лет привозит и продвигает на наших экранах индийское кино. И первое, с чем мы столкнулись, что было нам ожидаемо и понятно, это побороть стереотипы. Потому что был определенный разрыв развитии индийского кино. То есть оно осталось на уровне вот этих вот танцев, наивных различных сюжетов. В этом экшене есть еще много другого, есть много иных ценностей и понятных нашему менталитету вещей, которые очень гармонично отображаются в эти самые сюжетные линии. Мы с вами сегодня поговорим о том, самом пресловутом, чем ассоциируется индийское кино — это песни и танцы. Откуда они взялись, почему они взялись и что они вообще принесли. Индия долгое время, почти век, даже чуть больше, была колонией Великобритании. Можно по-разному к этому относиться, и сами индийцы по-разному к этому относятся. Что принесла Великобритания в Индию? Много очень спорных моментов, но мы говорим сегодня про кинематограф. И в плане кинематографа, благодаря тому, что, в данной исторической парадигме, благодаря тому, что британцы были, находились в Индии появились фильмы про братьев Люмьер, то самое прибытие поезда. Англичане устраивали показы себе. И они тоже видели эти картины и у них, соответственно, возникали… зарождалась вот эта история, как можно и как нужно, и что такое вообще искусство кино, сам у него зародыши. Собственно говоря, тогда началось развитие кино. Два фотографа вдохновились этими первыми показами в фильмах, что наверное нужно снимать и делать вот это чудо в Индии.
Первый индийский фильм, он был еще пока, так же как и прибытие поезда, был некой демонстрацией возможности движущейся картинки. Но я сейчас прошу прощения, чтобы правильно произнести имя, я подсмотрю. Это был фильм… И режиссер… Дадаса Хепа Паркер. Это был фотограф, который до сегодняшнего, чтобы снимать фильмы про индийскую культуру, индийскую религию такое, когда мы сможем увидеть, когда индийцы смогут увидеть свою историю, свою мифологию, свою культуру на большом экране. И он снял такой первый фильм, и он был конечно же первым, но не единственным. С этого момента в Индии появилась такая история, возможность снимать фильмы про индийскую культуру.
Очень быстро стало понятно, что такие картины объединяют народы Индии. Они объединяют его в единой культуре, а народов, народностей в Индии достаточно много было, и сейчас их много, с разными языками, с некими разными, может быть, местными культурными ценностями, но при этом это был единый народ и его нужно было объединять. Конечно же британцы очень быстро поняли, что к чему это грозит, к чему это ведет. И тогда в Индии появилась первая цензура. Тогда начали выдавать лицензии на фильмы. Понятно, что никаких критериев не было. Местный шериф мог определить полезный этот фильм или не полезный. Более того, выдавалась лицензия на всю территорию Индии и в каком-то отдельном штате его мог отменить просто местный шериф, потому что увидел там что-то, что не нужно показывать индийскому народу. И эти правила не только не остановили, вопреки тому, что хотели сделать британцы, развитие индийского кино, но они еще и превратили это кино действительно в оружие. В оружие восстания, в оружие объединения народов Индии против колонизации. Когда режиссеры в условиях каких-то жестких ограничений приходят к тому, что они начинают находить гениальные иносказания. И это становится даже еще более понятным. Одно дело, когда человек увидел, другое дело, когда человек это осознал. Это садится более глубже в его сознании, в его мозгах. И таким образом начали снимать еще более фильмы, которые были завуалированы. Тайны, в общем-то, и были про мифологию, про какие-то классические… на основании мифологии каких-то классических произведений, где-то религия, но все это неминуемо ввело к тому, что это все объединял индийский народ и вселило в самосознание этого народа его величие, его культуру, его древность и, соответственно, сильно отодвигало понятие превосходства белой расы, просто потому что она белая. Понятно, что британцы это понимали, но восстановить уже это было невозможно. Но спустя какое-то время кино прекратило быть просто картинкой, и произведения превратились в то, что мы сейчас называем аудио-визуальные, появилось звуковое кино. И это безусловно привело к тому, что если мы делали кино без звука, оно было понятно всем, а сейчас у нас появился звук, появился голос, появился язык. А в Индии 20 языков. И даже более 20 языков.
Только в 31 году было снято более 300 звуковых фильмов. Мы до сегодняшнего дня столько не снимаем год. В 31 году было снято более 300 звуковых фильмов, и звуковое кино усложнило задачу объединения народов. И начали с того, что делали только на двух основных языках, Тихинди и Урду. И начали, соответственно, возникла задача, а как теперь быть? Ну хорошо, два языка, два человека, два… Две языковые группы будут приходить, понимать, видеть, осознавать и так далее, и так далее. Как же объединять другие? И тогда сначала сократили до минимума различные диалоги, чтобы было понятно действие. Есть понятные эмоции, гнев, ненависть, злость, радость, любовь и минимум тех степ. А потом пришли к тому, что есть объединяющая Индию сущностью, которая объединяет все народы без относительных языков, без относительных их нахождений, без относительных их географий. Это те самые народные культурные танцы и песни. И так на индийском кино появились, собственно говоря, то, что сейчас мы считаем неотъемлемой частью индейского кино. Танцы и песни у всех этих народов и всем было понятно, что это кино, оно общее, оно принадлежит всему народу, его надо смотреть, из него надо черпать знания, эмоции, воодушевляться и так далее. Индийское кино в то время становится популярным и о нем узнает весь мир. И даже многие иностранные актеры приезжают и начинают сниматься в индийском кино. И дальше возвращаемся. Я, наверное, так, наверное, правильно было бы все-таки, как я тут себе заметил, по годам пройтись, да?
Вторая мировая война началась, и она дала больше пространства для протестного индийского кино, а тогда она была в основе протестного. И в 42-43-х годах была основана театральная ассоциация людей Индии, IPTA. И, ну, все были заняты войной, и поэтому можно было заняться своей идеологией внутри Индии. И создали ассоциацию театральную, которая решала социальные проблемы и с помощью кино, в том числе кино, доносила до граждан их права, их уникальность и известность. Соответственно, одна из ярких таких картин вышла в 1946 году. Это была лента «Дети Земли», вот здесь у нас такой ее постер. Это о голоде 43-го года, в котором погибли миллионы людей. И это был в тот момент достаточно сильный и смелый продукт, сильный и смелый ход, фильм. И тогда уже началась еще одна…
Начиналась еще одна эра в индийском кино, еще одна эпоха, это дружба с Советским Союзом. На самом деле на кино Индии, собственно говоря, как и на кино всего мира, но индийское кино это особо чувствовалось, это особо ярко выражалось, поэтому было понятно, очень сильно, конечно, влияла политическая обстановка. То есть, будь то пропаганда той же самой колонизации, протест против нее, освобождение от нее. И дальше у нас появляется дружественная идеология. На тот момент дружественная идеология, как вы все или помним, или знаем, или узнали, это была идеология Советского Союза, который очень сильно поддержал на тот момент Индию и поддержал ее не только на политическом уровне, но и на уровне развития промышленности, на уровне развития сельского хозяйства и на уровне развития кинематографа. На тот момент многое кино, которое приходило в Советский Союз, было снято на советскую пленку, на советские проектора. То есть, если первые оборудования, возвращаясь к фильмам братьев премьер, индийцы покупали в Великобритании, то теперь это оборудование появилось в своем.
В 47 году Индия получает независимость от Великобритании и появляется то, о чем я говорил, новый тренд. Соответственно, в этот момент меняется, ослабляется цензура и уже как основное направление мифологии и древние сказания, и религии, изменяются уже на картинки современной Индии. Эти картины становятся более, скажем так, интересны не только индийской аудитории, да, не только тем, кто… индийскому зрителю, который знает эту мифологию, который знает там с детства эти писания, а она становится более… известным, что ли, кино. В этом кино появляется уже другая, другой подход, другая материя. И если мы обратимся к фильмам того времени, то мы увидим даже что-то антикапиталистическое в нем, потому что, как правило, антигерой это кто-то очень богатый, ну и, соответственно, очень злой и очень нехороший человек, да? А главный герой у нас бедный, но при этом с открытым чистым сердцем и который со всей историей борется. В 50-х годах как раз ВОКС, это советское общество культурных связей, и обучали, и можно сказать, что в какой-то момент Советский Союз включился и сделал очень большой вклад в развитие индийского кинематографа как такового.
В 50-е годы это стало еще больше развиваться в Советском Союзе, в то время как Никита Хрущев поддержал позицию Живых Неру в отношении присоединения ни к одному из блоков и дружба между Россией и Советским Союзом, Советской России и Индией, она стала достаточно близкой, достаточно однородной, и тогда, собственно говоря, появилось и широко распространялось выражение русской индии Пай-пай, что ты услышал, что означало Россия и Индия, брат, братья, брат-брат. И был достаточно глубокий культурный обмен на тот момент. был достаточно глубокий культурный обмен на тот момент. Что еще из этого я бы хотел озвучить? На тот момент в Индии появился еще один свой уже цензурный документ, так называемый кинематографический акт. И, на мой взгляд, на мой субъективный взгляд, как раз тут начинается что-то, что делает индийское кино до сегодняшнего дня другим и относящимся к классической культуре продуктом, потому что тот самый акт, он запрещал асоциальное поведение, жесткость, криминал, издевательство над детьми. Вот все отвратительное, что несет культ, кинематограф, скажем так, деструктивное, было запрещено, деструктивное на тот момент. И, в общем-то, если посмотреть сегодняшнее индийское кино, можно сказать, что в основе своей, по большей части, несмотря на всё влияние современного подхода, современного мира, оно сохранилось. Об этом мы поговорим в конце. Но об этом мы поговорим позже.
В 1960-х годах в Индии был открыт первый институт кино, и там уже начали обучать профессионалов киноиндустрии. В 2018 году очень многие мировые издания отнесли этот самый институт в список лучших киношкол мира. Это действительно так. Соответственно, прошло уже много лет, и где уже давно избавились колониальные политики и в общем-то в этой части собственно говоря протестное кино достигло своего максимума и выросло новое поколение, которое по большому счету даже и не вспоминало, что и не хотело вспоминать, что было раньше.
И тогда в Индии появляется коммерческое кино. Коммерческое кино с, все-таки, с оглядкой на тот самый ад, с отсутствием в нем того, чего не хотелось бы. И в 70-х годах появляется новый жанр, который мы все помним, который нам сейчас и создает. Создавал, собственно говоря, те самые стереотипы, это масала кино. Жанр «масала». Он всегда включал в себя смешение различных жанров и сюжетных линий. Там были и танцы с песнями, и обязательно какие-то комедийные моменты, и… какие-то комедийные моменты и так могла быть и философия в том числе. Это был некий такой фьюжн жанров, который, ну, наверное, единственная страна в мире, которая смогла это все совместить в одном в одном продукте. И, соответственно, с этого времени начинают активно развиваться голливудские студии, количество студий и фильмов растет в демократической профессии. В 71-м году Индия стала лидером в мировом рейтинге по количеству выпускаемых кино. Большая часть фильмов снималась в понятном языке хинди и в городе Бомбей. Собственно говоря, эту студию о городе Бомбей мы знаем все как Болливуд. И более того, эта студия очень долгое время, до сегодняшнего дня, наверное, весь, всё индийское кино ошибочно называют Болливудом, хотя на сегодняшний день Болливуд снимает, ну, мне кажется, даже не половину индийского кино, потому что теперь есть ещё много южноиндийского кино, это и Толливуд, это и Коллигуд, то есть очень много студий совершенно разных. В 80-е годы в киноиндустрии Индии начался кризис. Потом как начало развиваться телевидение, и спрос на кино начал снижаться. И студии стали снимать очень много, ну, собственно говоря, нам тоже знакома эта история, и она была у нас с вами не 80-е, а 90-е годы, когда в попытке хоть как-то сохранить индустрию и в попытке продолжать снимать кино, студии уже начали снимать всё подряд, что называется. И в этом всё подряд, конечно, было очень много плохого, низкосортного кино. Но его снимали много, просто ради какой-то коммерческой наживы. Тогда пропала история и понимание, что помимо того, что это коммерческая история, это все-таки творчество, и был смещен акцент в сторону коммерции. Нам тоже это знакомо. Со времен приходит понимание, что коммерчески успешный фильм, не несущий в себе ценности творческой, он и не будет настолько коммерчески успешным. Это будет некая сей минутная история, которая так и возникла.
С либерализации индийской экономики в 1991 году и вступлением в ВТО произошел сдвиг в культурных ценностях, представленных на индийском кино. СССР распался, индийское кино окончательно покинуло наш рынок. Тогда наш рынок начал заливать другое кино. В конце 90-х началась тенденция к сближению коммерческого и авторского кино. Первым фильмом в этом направлении стал фильм «Предательство». Он собрал много наград, впечатляющие кассу. Оно будет по-настоящему коммерческим, потому что то, что у нас в стране, на мой взгляд, начинают понимать только сейчас, индийцам повезло очень больше, чем в 90-е годы. Новые тенденции сыграли на руку в вопросах международного проката. Старое индийское кино делалось с различьем местного зрителя, а новое позволило студиям успешно продавать свой продукт за рубежом. В 2010 году фильм «Дорога» был продан международный прокат даже раньше, чем индийский. И с тех пор, собственно говоря, индийское кино до того, как выходит в прокат на территории Индии, оно уже продается во очень-очень многие страны мира. Ну понятно, что прокаты выходят одновременно, но уже на этапе пост-продакшна это кино начинает оправдываться, оправдываться