Как сделать профессиональные программы «пациентоцентричности» реально работающими и кто должен этим заниматься – врачи или общественники? Эти и другие вопросы обсудили на экспертной дискуссии «Технологии милосердия» в рамках второго дня Гайдаровского форума-2022.
Участниками беседы стали журналист, кинодокументалист и писатель Катерина Гордеева, руководитель Московского многопрофильного центра паллиативной помощи и учредитель Благотворительного фонда помощи хосписам «Вера» Нюта Федермессер, а также основатель Благотворительного фонда Константина Хабенского; художественный руководитель Московского художественного театра имени А. П. Чехова Константин Хабенский.
По мнению Нюты Федермессер, милосердие – формат подхода к человеку и этому можно и нужно обучать: можно научить вежливо и качественно общаться с людьми, причем в случае с медицинским персоналом и врачами Нюта Федермессер предложила делать это со студенческой скамьи.
Кроме того, она обозначила необходимость введения единых норм и стандартов для медработников, которые помогли бы врачам найти общий язык с пациентом и расположить его к себе. Важным аспектом эксперт считает и умение сообщить пациенту о диагнозе, особенно о диагнозе ребенка.
В качестве положительного примера она привела опыт Свердловской области, где в родильных домах принят особый протокол, которому должны следовать врачи и акушеры, сообщая молодой маме о рождении ребенка-инвалида. Это, как рассказала Нюта Федермессер, позволило свести к минимуму случаи отказа от таких детей при рождении.
Предложение же Нюты Федермессер нанимать специальных людей без медицинского образования, но обученных заниматься формальными вопросами, по мнению Константина Хабенского, выглядит нерационально. Это, по его мнению, приведет к раздуванию штата поликлиник, чрезмерным затратам на оплату новых ставок. Он считает, что не только медперсонал должен менять отношение к пациентам, но и самим пациентам нужно относиться с большим уважением к труду врачей, что не сможет не вызвать ответной доброжелательной реакции у медиков.
В свою очередь Екатерина Гордеева затронула вопрос обезболивания как одного из проявлений медицинского милосердия к пациентам. Нюта Федермессер в этой связи отметила, что эта тема является очень острой для нынешней системы здравоохранения в России, поскольку в нашей стране не существует протокола обезболивания, а сама соответствующая услуга не входит в ОМС. По ее словам, перед пациентом всегда стоит выбор – платить или терпеть. Причем некоторые поликлиники и вовсе не предлагают снять боль при медицинский манипуляциях из-за отсутствия анестезиолога, что, как подчеркивает Нюта Федермессер, зачастую является проблемой самих поликлиник, некоторые главврачи которых не считают нужным создавать у себя такую ставку.
«Когда главный врач будет заботиться не о том, чтобы угодить вышестоящему руководству, а о своих врачах, тогда и они смогут с большим вниманием и эмпатией относиться к своим пациентам», — заключила Федермессер.
Фото: Сергей Савостьянов/ТАСС