7 октября 2024 года состоялся Российский агротехнический форум, который прошёл под председательством президента ассоциации «Росспецмаш» Константина Бабкина.
Ключевая тема Форума — Производство и рынок российского сельхозмашиностроения в 2024 году. Итоги и планы на будущее. В рамках форума эксперты обсудили, как видят ближайшее будущее машиностроители, сельхозтоваропроизводители и их потребители, а также наиболее острые и актуальные проблемы АПК.
В 2024 году российский агропромышленный комплекс оказался в новой реальности. Высокая ключевая ставка наряду с низкой доходностью аграриев негативно влияют на рынок сельхозтехники. Ситуацию усугубляет тот факт, что были пересмотрены условия программ господдержки производителей и аграриев, а финансирование ряда механизмов было сокращено. По этим причинам выпуск и отгрузки российской сельхозтехники существенно снижаются в большинстве сегментов. В рамках форума свои рецепты предложили машиностроители, аграрии и представители органов власти.
В пленарном заседании приняли участие:
Косов Павел Николаевич, президент Объединенной Лизинговой Ассоциации
Любимов Дмитрий Владимирович, генеральный директор ТД «Алмаз»
Рылько Дмитрий Николаевич, генеральный директор Института конъюнктуры аграрного рынка
Ситников Антон Викторович, исполнительный директор ЗАО «Строймашсервис», акционер АО «Елецгидроагрегат»
Чекмарёв Пётр Александрович, академик РАН, заместитель президента РАН, Заслуженный работник сельского хозяйства Российской Федерации
Цупрун Валентин Сергеевич, начальник управления сельскохозяйственного, пищевого и строительно-дорожного машиностроения Министерства промышленности и торговли Российской Федерации
Швейцов Алексей Николаевич, первый заместитель генерального директора компании Ростсельмаш – директор центра продаж, маркетинга и сервиса.
Председатель форума, президент Ассоциации «Росспецмаш» Константин Бабкин начал свое выступление с оценки ситуации на российском рынке сельхозтехники. Он подчеркнул, что РАФ проводится ежегодно как раз для того, чтобы «сверить часы», обсудить ситуацию, в которой находятся сельхозмашиностроители, аграрии и государственные органы, услышать друг друга и вместе двигаться дальше, но уже более согласованно.
«Вы все знаете, что сегодня у нас в машиностроении 115 предприятий, численность сотрудников — 43 тысячи человек. Но если пойти дальше, посмотреть на смежные сферы, посмотреть на все, как на индустрию, то все еще серьезнее», — подчеркнул Бабкин.
Он отметил, что в последние годы зарубежные в первую очередь западные компании, показали свою ненадежность, уйдя из России. В то же время он напомнил о тех перипетиях, через которые прошло российское сельскохозяйственное машиностроение, и о том, что все сегодня несут ответственность за происходящее. Сначала отрасли пришлось пройти через кризис 90-х, потом столкнуться с кризисом 2008-2009 гг.
«Страна начала стремиться в ВТО, открывать рынок. И я помню мои мысли рубежа 2008-2009 года: я не был уверен, что наша компания выживет», поделился Бабкин.
Тогда доля отечественной техники на российском рынке составляла 24%, продолжала снижаться. С 2017 года, когда произошел рост цен на зерно, начался рост, но в 2020-х году мы снова столкнулись с кризисом. По словам Бабкина, сейчас отрасль сельскохозяйственного машиностроения в РФ находится в ситуации неопределенности.
В то же время Константин Бабкин отметил и позитивные тенденции: только за период с 2019 года сумма инвестиций в производство в отрасли составила более 38 млрд рублей. Только компания Ростсельмаш инвестировала 18 млрд рублей. При этом успехи отрасли транслируются и в другие сферы, например, в сферу образования, на которую в условиях нехватки кадров предприятиям необходимо уделять особое внимание. Например, Ростсельмаш активно открывает учебные классы в учебных заведениях.
«Также новые реалии — отказ поставщиков поставлять компоненты. Ростсельмашем были заменены 6 тысяч наименований компонентов — проведена колоссальная работа», — отметил Бабкин.
Но он обратил внимание на то, что комплектующие не стали производиться в России — «раньше мы были в зависимости от Запада, а теперь от Востока».
На примере гидродинамической трансмиссии председатель форума отметил, что стоимость производства в России в полтора раза выше, чем в Китае. Но и условия в России и Китае, а также, например, в Канаде очень разные. В первую очередь он обратил внимание на налоги. Налоговое бремя в России несравнимо выше.
Налоги с зарплаты (НДФЛ и социальные платежи) в Китае составляют 0% при зарплате до 67 тысяч рублей в месяц. Также НДС — 13%, а налог на недвижимость — 1,2%. В РФ налог на зарплаты — 43%, НДС — 20%, а налог на недвижимость — 2%. В Канаде ситуация по отдельным положениям даже благоприятнее, чем в КНР.
Также цены на металл и электроэнергию в РФ выше, причем за рубеж российский металл продается дешевле, чем на внутреннем рынке. Ситуация с процентными ставками по кредитам всем и без того известна.
В итоге производство в России выходит дороже. Высокая себестоимость компенсируется субсидиями и мерами защиты рынка, но сегодня эти меры поддержки недостаточны. Уровень защиты внутреннего рынка России крайне низок. Например, мы имеем такие ввозные таможенные пошлины:
— Комбайны зерноуборочные 5%;
— Плуги, культиваторы, косилки, разбрасыватели удобрений 0%;
— Сеялки 0%-2%;
— Опрыскиватели 5%;
— Тракторы для сельского хозяйства 5-10%,
При этом в связи с обязательствами России в ВТО нельзя увеличить ставки ввозных таможенных пошлин на комбайны и прицепную сельхозтехнику выше 5%.
По словам президента ассоциации «Росспецмаш», сейчас производители ждут следующие меры поддержки:
— Постановление 1432 должно финансироваться не на четверть или еще какую-то часть, а полностью, скидка аграриям на приобретение сельхозтехники 15% — это 20 млрд руб. в год, и это не такая большая сумма для государства;
— Гранты на компоненты. Государство говорит «локализуйтесь, углубляйте локализацию», а значит, производителям компонентов надо выделять похожую субсидию, миллиардов 10 в год тратить на это;
— Надо поддерживать экспорт — это влияние, технологическая сила, дружба с другими странами. 1 млрд в год надо выделить на поддержку экспорта наших сельхозмашин;
— Увеличить утильсбор в пять раз — с 3-4% до 15%, чтобы это эффективно работало;
— Налогов (с и на зарплату) надо брать с наших людей, сотрудников, не как с самых богатых канадцев или самых богатых китайцев;
— Отрасль сельхозмашиностроения ничем не хуже, чем IT, которую снабдили большими льготами. И с собранных налогов следует поддерживать производителей отечественной сельхозтехники, а не подавлять их, завозя в РФ иностранные машины.
«За счет налогов нужно поддерживать своих производителей, а не поддерживать импорт, покупая зарубежную технику», — заключил Бабкин.
Академик РАН, заместитель президента РАН и Заслуженный работник сельского хозяйства Российской Федерации Пётр Чекмарёв считает, что российская сельхозтехника за последние годы существенно выросла в качестве. Комбайны в России на уровне лучших мировых моделей, в России выпускаются высококачественные тракторы и другие агромашины.
Несмотря на это у нас в стране по-прежнему наблюдается высокая степень износа техники в парке аграриев. На этом фоне аграрный бизнес еще и сократил темпы модернизации сельхозпроизводства. Сегодня очень остро стоит вопрос модернизации АПК, также необходимо наращивать мощности по хранению и переработке сельхозпродукции. В хозяйствах должно быть в разы больше техники и оборудования, чем есть сегодня.
Гендиректор Торгового дома «Алмаз» Дмитрий Любимов также поделился опытом работы в отрасли машиностроения не только в России, но и за рубежом — в Канаде. Он отметил, что у иностранных коллег есть чему поучиться.
Сегодня «Алмаз» (Алтайские машиностроительные заводы) выпускает 2,6 тысячи машин в год и 8 миллионов запасных частей.
«Сельхозмашиностроение здесь и в Канаде отличается. Я думаю, что наше сельхозмашиностроение даст огромную фору американскому или канадскому, но в части инфраструктуры и поддержки его есть определенные вещи, которые можно было бы перенять. Может, не буквально, но поучиться стоит», — считает Дмитрий Любимов.
Чтобы продемонстрировать динамику рынка, он обратился к данным Росспецмаша. Так, с 2019 по 2021 год был существенный рост, а с 2021-го идет снижение на 10-15% и по производству, и по отгрузкам.
«Как мы видим, по заявкам от дилеров существенного улучшения не будет. Будет очередной спад. И такая же ситуация по экспорту», — уверен Любимов.
Сегодня есть три важные меры поддержки машиностроителей — Постановление Правительства РФ 1432, льготный лизинг с Росагролизинг и компенсация части расходов при экспорте Российским экспортным центром. Но от всех мер требуется следующее:
— Долгосрочность и предсказуемость. Когда программы поддержки рассчитаны максимум на год, то у участников рынка нет возможности для долгосрочного планирования. Программы должны быть рассчитаны на три-четыре года;
— Стабильное финансовое состояние фермеров. Спрос фермеров зависит от таких факторов, на которые сам он повлиять иногда не может. И это нужно учитывать. Пример Канады — специальные страховые государственные программы, по которым фермер может получить компенсацию при потере урожая в случае, если все необходимые работы он провел в срок;
— Финансирование по всей цепочке поставок по низким ставкам. Программы Росагролизинга работают, но их стоит расширить и на дилеров, и на заводы, и на потребителей. Дилерам и заводам сегодня необходимо покрывать большие издержки на оборотные средства. Если брать пример с зарубежных лизинговых программ, то они работают по всей цепочке: завод — дилер — клиент;
— Разделение программ для производителей самоходной техники, а также производителей прицепного и навесного оборудования. У последних почти нет защиты от конкурентов из Турции и Китая — те предлагают хорошие цены и большое кредитное плечо.
Важными проблемами для отрасли, по мнению Любимова, являются низкие цены на пшеницу и высокая ключевая ставка Центробанка России.
По словам исполнительного директора ЗАО «Строймашсервис», акционера АО «Елецгидроагрегат» Антона Ситникова, на предприятии фиксируют падение спроса на комплектующие.
Спикер заявил, что машиностроители напрямую зависят от платежеспособного спроса, который нужно стимулировать. Необходимо создавать благоприятный климат для роста привлекательности рабочих профессий и общий инвестиционный климат для производителей. Нужна лидирующая роль государства в планировании развития промышленности на ближайшие 5-10 лет.
Программы господдержки, по мнению спикера, должны быть долгосрочными и предсказуемыми.
В своем выступлении эксперт также рассказал о мерах, которые используются для привлечения и развития сотрудников на предприятии.
Алексей Швейцов, первый заместитель генерального директора компании Ростсельмаш – директор центра продаж, маркетинга и сервиса заявил, что издержки аграриев и низкие цены на сельхозпродукцию привели к снижению спроса на сельхозтехнику на внутреннем рынке России. К тому же существенно выросли льготные кредитные ставки для аграрного бизнеса, что усугубляет ситуацию.
В сложных условиях крайне негативной рыночной конъектуры компания Ростсельмаш реализует масштабную кампанию по импортозамещению комплектующих, открывает новые производства, достраивает испытательный центр, эффективно реализует проекты в кооперации с ВУЗами.
Павел Косов, президент Объединенной Лизинговой Ассоциации, отметил позитивную динамику по росту объемов лизинга, в том числе и по отношению к традиционным кредитным продуктам.
Объем лизингового портфеля превышает 10 триллионов рублей и каждый год растет, стремится к более высоким показателям. В структуре всего нового лизингового бизнеса в России сельхозтехника занимает 4% — это существенная цифра, больше, чем у авиастроения. Средний годовой прирост портфеля агролизинга составляет 28% за период с 2020 по 2024 год. В этом году он достиг 361 миллиарда. Росту способствуют программы господдержки. При этом почти 60% самоходной техники в этом году приобретены через программы Росагролизинга.
«97% техники у нас приобретено именно российской и белорусской, оставшиеся 3% — это то, у чего нет аналогов в РФ. Ассоциация всегда ратовала за продвижение отечественной техники», — заметил Косов.
Гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько обратил внимание участников дискуссии на то, что сельское хозяйство сегодня переживает серьезную перестройку. Главный тренд — рост количества посевных под масличные культуры. Бурное развитие переработки потребует в ближайшие годы еще 2,5-3,5 млн гектаров посевных площадей под масличными.
По зерновым произошла стабилизация, а при прочих равных в будущем ожидается даже снижение. Еще один интересный факт: Россия превратилась в крупнейшего экспортера в мире гороха.
«Как вы все знаете, у нас довольно компактный, так назовем, урожай всех зерновых. У нас рекордные посевные площади под масличными, но далеко не рекордный урожай, в связи с погодными катаклизмами, которые случились в последние месяцы. <…> В прошлом году экспортировали рекордные 54 миллиарда тонн пшеницы, а в этом году экспорт, по нашим текущим оценкам, сократится примерно до 42 миллиардов», — описал ситуацию на рынке Рылько.
При этом Россия экспортирует по очень низким ценам.
«Хочу обратить ваше внимание на то, что у нас экспортная пошлина, работает так, что она отбивает желание хранить. Всем хочется продать немедленно, потому что всю премию за хранение или, как правило, основную часть премии за хранение съедает экспортная пошлина. А тут у нас еще появилась высокая доходность по депозитам. То есть стало гораздо интереснее быстро продать, положить на вклад, получить свои 18-20% годовых и сидеть на деньгах, а не на товаре», — отметил Рылько.
При этом ситуация по регионам очень разная. Фактически выше себестоимости пшеницу могут продавать только фермеры Ставропольского и Краснодарского края, но даже там рентабельность могла бы быть лучше. В других регионах и такой картины мы не видим.
Начальник управления сельскохозяйственного, пищевого и строительно-дорожного машиностроения Минпромторга России Валентин Цупрун поблагодарил организаторов форума за возможность конструктивного диалога. Спикер также отметил снижение платежеспособного спроса аграриев и рассказал про действующие меры господдержки.
По его словам, наряду с реализацией программ господдержки производителей техники необходимо развивать кооперацию между машиностроителями и производителями комплектующих в направлении унификации.
Мероприятие собрало более 400 человек, среди которых руководители органов государственной власти, владельцы агрохолдингов и машиностроительных предприятий, руководители сервисных и дилерских организаций, эксперты отрасли и СМИ.
Источник публикации: пресс-служба РАФ