Единый госэкзамен выпускников школ (ЕГЭ) – тема, вокруг которой вот уже 16 лет не стихают бурные споры. С одной стороны в вуз стало возможным поступить без экзаменов по результатам ЕГЭ, и это ликвидировало коррупцию на вступительных экзаменах. С другой стороны возникла новая коррупция: получение завышенных баллов ЕГЭ, приведшая к тому, что часть абитуриентов, поступивших в вуз с высокими баллами ЕГЭ, на практике знаний не имеют и вынуждены отчисляться на первом же курсе. Слабо подготовленные первокурсники создают проблемы для преподавателей и сильно тормозят процесс обучения для других студентов.
Чтобы «отсеять» абитуриентов с липовыми знаниями, некоторые вузы ввели вступительные собеседования или профильные испытания. Чтобы законодательно утвердить это практику, Министерство науки и высшего образования Российской Федерации выпустило Приказ от 27.11.2024 № 820 «Об утверждении перечня вступительных испытаний при приеме на обучение по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата и программам специалитета», который вступает в силу с 1 марта 2025 года.
Подлили «масла в огонь» депутаты Госдумы (С.В.Кабышев, И.В.Белых, А.Г.Мажуга, К.А.Горячева, В.М.Кононов, М.В.Кузьмин, О.В.Пилипенко, В.В.Сипягин, Е.В.Харченко, Э.Р.Аиткулова, А.И.Аршинова, А.А.Вассерман, И.В.Ивенских, Я.В.Лантратова, Н.М.Нурбагандов, А.В.Скрозникова, В.В.Смирнов, Л.Н.Тутова), внесли на обсуждение новый законопроект № 805970-8 «О внесении изменений в статью 70 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”», в котором предложено введение обязательного ЕГЭ для выпускников средних профессиональных учебных заведений (СУЗов), то есть колледжей и профтехучилищ, поступающих в вузы.
Депутаты фракции КПРФ выступили категорически против этого законопроекта. Свои доводы они и другие представители общественности высказали на Круглом столе 27 января 2025 года в Государственной Думе по теме: «Законопроект об «удвоении» ЕГЭ: ошибка или провокация» .
Депутаты Госдумы, члены Совета Федерации, представители федеральных органов исполнительной власти, руководители СУЗов и вузов, представители профсоюзов, педагогической общественности и родительских организаций обсудили ключевые вопросы, связанные с будущим ЕГЭ и его влиянием на российскую систему образования.
В ходе бурной дискуссии обсуждались разные вопросы, в частности о “Стратегии образования в Российской Федерации до 2040 года”: Мнения разделились: одни выступали за сохранение ЕГЭ, как ключевого инструмента оценки знаний, другие подчеркивали необходимость возврата к советской образовательной системе.
Участники обменялись мнениями о том, способствует ли ЕГЭ повышению качества образования в России. Были представлены аргументы как “за”, так и “против”, с акцентом на проблемы, которые возникают в процессе подготовки к экзамену и его влияния на учебный процесс в школах.
Обсуждался вопрос о том, как следует менять законодательство о ЕГЭ: расширять сферу его применения или, наоборот, уменьшать и корректировать. Эта часть дискуссии стала наиболее оживленной, с острыми спорами между сторонниками и противниками расширения ЕГЭ.
Центральной темой стало обсуждение предложения о введении ЕГЭ для большинства выпускников СУЗов, желающих поступить в вузы. Сторонники утверждали, что это обеспечит более объективную оценку знаний абитуриентов. Противники же выражали опасения по поводу дополнительной финансовой нагрузки на студентов СУЗов.
На круглом столе выступили также:
Зюганов Геннадий Андреевич,Председатель ЦК КПРФ, руководитель фракции КПРФ в Госдуме ФС РФ;
Останина Нина Александровна, Председатель комитета Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства;
Золотарева Наталия Михайловна, Президент общероссийской общественной организации «Союз директоров организаций среднего профессионального образования России»;
Москалькова Татьяна Николаевна, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации;
Полный текст статьи по ссылке