21 сентября 2023 года в Ситуационном центре Правительства Москвы прошла дискуссия Музея Транспорта Москвы и Авито Авто — эксперты обсудили изменения, которые случились с городским транспортом за последнее время, роль личного транспорта, ситуацию на российском авторынке и в автопроме, а также определили тенденции их развития на ближайшее будущее. Главными направлениями развития в отрасли специалисты назвали цифровизацию и электрификацию.
В дискуссии приняли участие генеральный директор фонда «Транспортные инновации Москвы» Иван Юнин, управляющий директор Авито Авто Кирилл Вотяков, директор по новым бизнес-моделям в Авито Авто Николай Манайкин, директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков, коммерческий директор Московского автомобильного завода «Москвич» Александр Мигаль и директор бренда EXEED Геннадий Баранов. Модератором мероприятия выступила директор Музея Транспорта Москвы Оксана Бондаренко.
Обсуждение эксперты начали с городского транспорта.
Генеральный директор фонда «Транспортные инновации Москвы» Иван Юнин отметил, что одним из ключевых сейчас трендов является всеобщая цифровизация: систем управления транспортными потоками, решений в части автоматизации бизнес-процессов, которые раньше фиксировались на бумаге — от вывода водителя на линию до систем, которые оценивают его состояние во время вождения транспортного средства.
«Автономный транспорт — за ним будущее. Умный автомобиль, вооруженный сетью датчиков, способен лучше оценивать изменяющиеся условия в окружающей обстановке, чем водитель, что делает такой транспорт, определенно, безопаснее. В перспективе пяти или десяти лет появятся уже достаточно эффективные и массовые решения в части автономного транспорта. Конечно же, общий тренд на ESG, на электротранспорт, на новые источники энергии, в частности водородный транспорт, эти тренды также присутствуют, и Москва здесь, наверное, одна из первых в мире», — добавил Иван Юнин.
Тем не менее, с развитием городского транспорта отказ от личного в Москве не прослеживается. Об этом рассказал Кирилл Вотяков, управляющий директор Авито Авто:
«За последние 5 лет число размещаемых авто в столице на Авито Авто не меняется: в Москве и области продавцы размещают в среднем 3000 авто ежедневно на платформе. Это значение стабильное последние 5 лет, за исключением ограничений в ковид весной 2020 года».
В ходе своего выступления, Кирилл Вотяков отметил основные тенденции на автомобильном рынке в 2023 году:
«Рынок новых авто и с пробегом стабилизировался. При этом, основной по размеру остается рынок авто с пробегом: покупателей и продавцов таких авто становится все больше. Сейчас в Москве в день более 1 млн пользователей выбирают авто на платформе. Каждую минуту в Москве и Московской области размещается 3 предложения о продаже авто. За год это более 1 млн авто. За три года дневная аудитория платформы выросла в 2.5 раза».
На примере структуры основного для России рынка — авто с пробегом — Кирилл Вотяков отметил, что ввиду насыщения рынка с точки зрения спроса и предложения, основными вопросами для покупателей и продавцов авто становятся удобство, безопасность и скорость сделок. Причем скорость становится определяющим фактором при продаже авто. При соблюдении всех этих факторов автомобилисты готовы уже сейчас закрывать все этапы сделки и условия по ним в онлайне. В будущем эти тренды будут только укрепляться.
Николай Манайкин, директор по развитию новых бизнес-моделей в Авито Авто, отметил, что 16% автомобилей в Москве продаются за 1 день, а по ликвидным моделям этот показатель достигает 33%, что говорит о высокой конкуренции за ликвидные автомобили на рынке и запросе на быструю продажу.
Под данным Авито Аукциона, в первом полугодии 75% авто по РФ до 6 лет продается за 1 день и меньше на Аукционе, а в Москве каждый второй авто до 6 лет через Аукцион продается за 1 день и меньше (54%). Согласно статистике сервиса, автомобили китайских марок продаются так же быстро, как европейских, корейских и японских.
«В первом полугодии 2023 года в московском регионе 2 китайских марки авто входят в топ-10 самых ликвидных в возрастном сегменте до 6 лет. Среди самых ликвидных моделей в Москве и московской области — китайский автомобиль — на 5-ом месте по скорости продаж за тот же период», — отмечает Николай Манайкин.
Участники обсуждения также подтверждают, что отношение россиян и москвичей в частности к китайским автобрендам значительно изменилось. Как рассказал директор бренда EXEED Геннадий Баранов, взрывной рост интереса произошел за последние три года. Собственное бренд-пространство внутри Авито позволило в текущем году его усилить:
«За 2021 мы продали всего 2 200 автомобилей — это был достаточно скромный результат, в 2022 году мы увеличили его в 5,5 раз, продав 12 300 автомобилей. А за 8 месяцев текущего года мы уже продали на 100% больше, и к концу 2023, скорее всего, это число достигнет 50 000 единиц. На следующий год у нас стоят еще более амбициозные планы, в том числе, вывод на российский рынок электромобиля».
Директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков рассказал, что еще одним трендом, который развивается активно последние 5 лет, можно назвать электрификацию. На рынке его поддерживают и российские бренды.
«»Москвич» сделал небольшой продуктовый подвиг — запустил производство почти с нуля, в настоящий момент на заводе производятся уже три модели. В следующем году планируются к производству еще две модели. Но для того, чтобы быть успешным на российском рынке, нам нужен российский продукт. Мы сейчас находимся в самом начале пути, занимаемся крупноузловой сборкой. До конца этого года мы планируем начать мелкоузловую сборку. И уже в 2025 году мы планируем представить электромобиль, в конструкции которого основные компоненты — электродвигатель, тяговая батарея и другие элементы — будут российскими», — прокомментировал коммерческий директор Московского автомобильного завода «Москвич» Александр Мигаль.
О музее:
Музей Транспорта Москвы — это открытое городское пространство и живой исследовательский центр, отвечающий на важный вопрос: что движет Москвой?
В фондах музея находятся легковые и грузовые автомобили, такси, автобусы, троллейбусы, машины городских служб, вело и мототехника.
Экспонаты коллекции музея можно увидеть на выставочных проектах, а также на транспортной инфраструктуре города. По поручению Мэра Москвы С. Собянина в конце 2024 года постоянная экспозиция музея будет размещена в новом здании — гараже Константина Мельникова на Новорязанской улице, 27. Сейчас памятник архитектуры советского авангарда находится на реставрации. Ему будет возвращен исторический облик.
Социальные сети Музея Транспорта Москвы: