Имиджевый PR, как и маркетинг в сельхозмашиностроении – важная тема, которую довольно редко поднимают на специализированных конференциях и форумах, хотя для предприятий как для агропромышленного сектора, так и для машиностроения данная информация может стать очень ценной. Ответы на вопросы: «Как повышать интерес к данным отраслям у российского обывателя?», «Как создать позитивный имидж российской аграрной техники и оборудования?» будут даны на Российском агротехническом форуме, который пройдет 3 октября 2023 года в Москве. Модератором сессии о позиционировании производителей сельхозоборудования для массовой аудитории выступит Елена Юдина, с которой мы пообщались в преддверии мероприятия.
Елена, расскажите, пожалуйста, в каком состоянии в настоящий момент находится имиджевый PR и маркетинг в сельхозмашиностроении в стране? Почему, на ваш взгляд, правильное продвижение на рынке крайне важно для данной отрасли?
К большому сожалению, имиджевый PR и маркетинг в области сельхозмашиностроения в России в настоящий момент ориентирован исключительно на конечного клиента. Работать с массовым потребителем производители по-прежнему стесняются или не умеют. Часто жители больших городов – юристы, менеджеры, айтишники – не знают, что в стране есть крупные заводы, производства, которые постоянно обновляются, которые пытаются перестроиться. Не догадываются, что на предприятиях используется современное оборудование, что профессии реального сектора престижны, а рабочие имеют хорошую заработную плату. Хотелось бы, чтобы про отрасль чаще писали, чтобы СМИ ставили сельхозмашиностроение в один ряд с авиапромом, автомобилестроением – ведь в реальности у нас делают хорошую, продвинутую технику. Об этом необходимо говорить, это нужно показывать аудитории.
Какие каналы распространения информации лучше использовать для данной целевой аудитории? Есть ли примеры хорошего маркетинга предприятий, продвижения бренда на российском рынке?
Это могут быть грамотные не рекламные статьи, соцсети, реклама в интернете, на телевидении, на радио, в газетах – на мой взгляд, необходимо задействовать любые каналы продвижения. В качестве примера приведу зарубежный опыт: многие иностранные компании стараются привить интерес к отрасли сельхозмашиностроения с детства – делают сувениры, игрушки с корпоративной айдентикой. Например, огромной популярностью пользуются машинки John Deere, с которыми дети играют с самого раннего возраста. При этом аналогичные примеры продвижения есть и у нас – тот же «Ростсельмаш» или ПТЗ, которые создают небольшие модели тракторов для самой юной аудитории. Мне нравится, как продвигает себя самарская компания «Пегас-Агро», которая организует информативные пресс-туры, использует макеты, картинки, чтобы показать, как работает производство. Ещё раз отмечу «Ростсельмаш», который давно на рынке, имеет богатую историю и всегда грамотно выстраивает рекламные кампании. На мой взгляд, предприятиям необходимо по-максимуму задействовать все возможности, чтобы больше рассказать о секторе сельхозмашиностроения жителям нашей страны.
По вашему мнению, почему в сельхозмашиностроении производители недостаточно внимания уделяют информационному PR и маркетингу? С какими препятствиями сталкиваются предприятия?
У нас нет культуры грамотного пиара. Предприятия построили (не сомневаюсь, что производство работает хорошо), а продвигать и рассказывать о себе не научились – все так же продолжают ориентироваться на конечного потребителя. На зарубежных рынках успешно продают, ездят на выставки, выстраивают отношения с азиатскими клиентами, со странами Африки, однако на широкую аудиторию не работают – в этом, на мой взгляд, основная проблема. В связи с чем считаю, равно как и с экспортом, необходимо начинать работать с продвижением на российский массовый сегмент.
Изменился ли маркетинг и потребитель в отрасли в связи с санкциями?
Как я говорила ранее, зарубежные производители сельхозтехники давно научились грамотному продвижению. При этом сегодня в России наблюдается уникальная картина: мы под санкциями, многие западные компании покинули страну, рынок освободился – в отрасли находится большое число грамотных пиарщиков без работы, которые раньше рассказывали о зарубежных брендах. Сегодня они могут переключить внимание на российских клиентов, хорошо и грамотно отрабатывать их кейсы. Причем необходимо рассказывать не только о предприятиях, но и о людях. Ведь за каждым успешным заводом, предприятием, аграрным хозяйством стоит человек или группа единомышленников. Это герои нашего времени, которые, несмотря на все сложности, проблемы, продолжают развиваться и выдавать хорошие результаты своего труда, своих моральных, физических и материальных вложений. Сегодня люди хорошо знают блогеров, артистов – однако, возможно, нашим согражданам будет интересно узнать и о наших машиностроителях и фермерах. Отмечу, что успешный пиар не обязательно требует огромных вложений. В зависимости от стратегии продвижения кому-то хватит миллиона, а другому – 100 тысяч. Я приглашаю всех на Российский агротехнический форум, где мы подробно разберем, как продвигать на российском рынке, как рекламировать, как работать с аудиторией. Будут представители рекламных агентств, специалисты отрасли, которых интересно послушать, с которыми полезно пообщаться. Ждём всех желающих!