Это тема лекции, которую Татьяна Владимировна прочла в 2009 г. в Перми на конференции TEDxPerm. Это выступление дает наилучшее представление о том, чем же все-таки она занимается.
Предметом нейролингвистики и темой, которой долгое время занимается Татьяна Черниговская, является мозг. В своем выступлении она обращает наше внимание на то, что «мозг - это самое сложное, что есть во вселенной» [4], при этом, он является призмой, через которую мы воспринимаем мир. Это объясняет то, почему каждый из нас видит мир по-своему, но насколько реален этот мир, не знает никто. В качестве примера Черниговская Т.В. приводит человека, страдающего галлюцинациями:
«Человека, который их видит, невозможно убедить, что их не существует. Для него они так же реальны, как для меня стакан, который стоит на этом столе. Мозг ему морочит голову, подавая всю сенсорную информацию, что галлюцинация реальна. Так какие у нас с вами основания считать, что то, что сейчас происходит, реально, а не находится внутри нашей галлюцинации?»
Так как же тогда людям сосуществовать вместе? - спросите вы. - У каждого в голове своя реальность, свое видение мира. Ответ прост: язык. Именно он является «интерфейсом между вселенной, нами и нашим мозгом», позволяет передавать мысли, переживания, воспоминания, способствует формированию если не единообразного, то похожего взгляда на какую-либо ситуацию. Таким образом, язык, выступая средством взаимодействия людей, обеспечивает возможность более или менее единого понимания реальной действительности.
Вторая лекция .Творчество как предназначение мозга.
Видеолекторий: 7 лекций Татьяны Черниговской о мозге и языке
Почему изучение мозга займет центральное место в 21 веке?
https://pub-ini.ru/blog/obshestvo/mosg1.html
Творчество как предназначение мозга
http://savinich.ru/tvorsestvo/
Нить Ариадны, или пирожные Мадлен: нейронная сеть и сознание
https://nokto.narini.ru/texnolog/nit-ariadny.html
Что такое Ум, Мудрость, Гениальность, Интеллект
https://congress-cron.com/component/k2/ymser.html
Ментальный лексикон
https://pubini.ru/leksukon/
Конь и трепетная лань: учёный на стыке наук
http://интернет-портал-народнаяинициатива.рф/ysen/
Как научить мозг учиться
https://media.narini.ru/kak-nauchit-mozg-uchitsya/
CИсточник: https://psychosearch.ru/directions/cognitivepsy/neuro-linguistics/331-chernigovskaya-tatyana-vladimirovna-nejrolingvistika-i-psikhologiya