любому вопросу. Как в этих новых условиях, когда каждый может публично выразить свое мнение, сохранить доверие к окружающим? Как не уйти в другую крайность и не потерять долю здравого скептицизма? Нужно ли объединяться в кластеры, или такие решения приведут к изоляции и, как следствие, жизни в закрытом, иллюзорном мире? Эти и другие вопросы обсудили участники дискуссии «Дефициты нашего времени: доверие. Понимание. Смысл», которая прошла во второй день Гайдаровского форума - 2021.
Участниками сессии стали председатель Счетной палаты, декан Факультета свободных искусств и наук Алексей Кудрин, предприниматель, филантроп Рубен Варданян, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, директор Института когнитивных исследований СПбГУ, заведующая кафедрой проблем конвергенции естественных и гуманитарных наук СПбГУ Татьяна Черниговская, профессор Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" Александр Архангельский, художественный руководитель-директор Академического Малого драматического театра Лев Додин, а также российский кинорежиссер Авдотья Смирнова. Модератором дискуссии выступил директор Школы антропологии будущего РАНХиГС Александр Асмолов.
Открыл дискуссию председатель Счетной палаты Алексей Кудрин, значительная часть жизни которого связана с экономикой и, как следствие, необходимостью завоевывать чье-то доверие и убеждать, что решения, принятые в тот или иной момент, были необходимы.
«Я свою жизнь помню, как человек, который ориентировался на экономику, строил свою жизнь вокруг экономики. А это значит – делать то, вокруг чего будет недоверие. После 90-х Россия прошла трудный путь недофинансирования, модернизации образования и здравоохранения. Всем казалось, что все деньги в нашей стране надо потратить. Большая часть экономистов и даже депутатов Госдумы не понимали, что этого делать нельзя», – сказал Кудрин.
По его словам, многие решения того периода казались непопулярными и неэффективными. «Когда я пришел в министерство финансов, цена за баррель нефти составляла $12. Тогда я мечтал, чтобы она поднялась и держалась не ниже $20 за баррель – тогда, по моим подсчетам, все задачи в стране в плане здравоохранения, образования и так далее, были бы решены. Но когда она стала подниматься до $35, $40, $45 за баррель нефти я понял, что эффект будет прямо противоположен, – поделился Кудрин. – Предприятия и граждане будут обладать большим объемом валюты и им будет легче купить импортное, чем российское. Я это увидел как самую большую проблему. Другие не увидели».
Глава Счетной палаты добавил, что на разъяснения принятых в тот период решений пришлось потратить много времени и пройти долгий путь преодоления недоверия.
В свою очередь, режиссер Авдотья Смирнова отметила, что в ее среде говорить о кризисе недоверия не приходится – как в сфере благотворительности, так и в культуре достаточно быстро возникает внутренняя экспертиза и фильтрация. Вместе с тем, она отмечает кризис недоверия к иерархии и к экспертизе.
«Количество социальных медиа, которые дают возможность любому человеку высказывать любые свои гипотезы и не проверять их, пагубно влияют на общий уровень доверия. Для меня эта реальность абсолютно дискомфортна и противоестественна, мне хорошо в той реальности, где есть блестящие финансисты, психологи, писатели, к которым я обращаюсь за экспертизой с вопросом, «скажи мне, что я думаю по этому поводу». Мне важна экспертиза, относительно которой я отстраиваю свою точку зрения», – сказала Смирнова.
Режиссер предпочитает выстраивать круги проверенных экспертов, к которым она может обратиться за советом в любой момент и будет уверена в их экспертизе. «Для меня важна вертикаль доверия и мне кажется, сейчас она претерпевает страшнейшие изменения. И, если ситуация не изменится, для меня культура в классическом ее понимании исчезнет», – резюмировала режиссер.
Несколько другой точки зрения придерживается художественный руководитель-директор Академического Малого драматического театра Лев Додин. По его мнению, недоверие – это закономерное свойство человека, его защитное свойство. И есть обратная сторона этой медали – излишнее доверие, на котором возникают все утопические режимы.
«Действительно, способность слушать и слышать друг друга в опасности. Но ничего экстраординарного в этом дефиците нет. Доверия всегда не хватало. А вот излишнее доверие всегда представляло большую опасность, чем излишнее недоверие. Как найти середину? Только в желании объяснять и разговаривать», – полагает эксперт.
При этом он отмечает, что искать выход в создании кругов «нишевого» доверия также бессмысленно. «Мы начинаем объединяться в узкие круги, говорить на своем птичьем языке и перестаем понимать, что происходит вокруг. Замыкаясь, в этом мы теряем главное – возможность кому-либо что-то объяснить и вероятность, что кто-то в это поверит», – резюмировал директор Академического Малого драматического театра.
«Впечатление, что мир начал по ниткам рассыпаться, стал похож на тонкую и зыбкую ткань. Что связь всего со всем порвалась», – начала свое выступление заведующая кафедрой проблем конвергенции естественных и гуманитарных наук СПбГУ Татьяна Черниговская. Ключевым вопросом, над которым ученая предложила поразмышлять стала тема развития искусственного интеллекта.
«Наш технологичный мир делает подделки, которые чуть ли не лучше оригиналов. Это связано с нарастающей мощью всего, что связано с искусственным интеллектом. Он пишет картины, музыку, анекдоты, он вообще делает много всего. И дело не в том, что он делает хорошую копию, а в том, что он пишет, как Дюрер, или как Вивальди. И вот с этим что нам делать? Он делает настолько искусно, что встает вопрос, а нам-то что делать? А мы хотим настоящего или нас устроит хорошая подделка?», – сказала профессор.
По ее мнению, ряд вещей нельзя сымитировать и человечество должно определиться, каковы его планы на эту планету. «Мы на этой планете жить планируем? Или мы свою дорогу закончили, и теперь здесь будут жить очень хорошие механизмы и программы, и они будут работать лучше, чем мы, и у них не будет ошибок? А у нас здесь есть какая-то роль или уже все, финал?», – задалась вопросом ученая.
По ее мнению, мы живем в нишевых сообществах, «где каждый доверяет тому, про которого ему известно, что ему можно доверять».
«Жаргонно выражаясь, сплетни собрать – что это умный человек, что он проверен многими людьми. Я многую информацию должна собрать прежде, чем сделать выбор, с кем я хочу какую-то информацию с кем-то обсудить. Мне нужно, чтобы это были личности, с которыми я разделяю основные взгляды на мир», – сказал Черниговская.
И уже в этой парадигме важным становится человеческое, а не созданное искусственным интеллектом, предположила она.
«Мы должны себе найти место в этом мире. И как никогда важно, с кем мы имеем дело. Нишевое будет с нами, мы никуда от него не убежим. Другой вопрос – как мы будем учить детей. Перед образованием детей стоит очень серьезный вопрос – как мы научим их базовым вещам – кому доверять, кому не доверять, каков мир. Несметные данные есть везде, и теперь обществу необходим интерпретатор, поводырь, который сумеет по этому миру провести», – резюмировала эксперт.
https://gaidarforum.ru/ru/news/2021/