- Как вы и «Партия Дела» оцениваете экономическую ситуацию, сложившуюся в стране? Можно ли говорить о том, что положение дел стало критическим?
- Ощущения уже наступившей катастрофы пока нет, но вместе с тем положение дел очень непростое и весьма неопределённое. Неопределённость вызвана тем, что пока непонятно, что будет делать правительство, сколько продлится карантин и как новая ситуация повлияет на экономическую политику, на решения власти в плане налогов, деятельности Центрального банка РФ. Кроме того, на экономику влияет то, что миллионы людей сидят по домам, а многие из этих миллионов получают заработную плату на сдельной основе. Я говорю о фитнес-тренерах, учителях, торговцах, перевозчиках. У них семьи, дети, кредиты, ипотека. И если карантин продлится больше месяца, то ситуация действительно может стать критической. Пока много вопросов, но очень мало ответов.
- А какие сигналы должны поступить из правительства России, чтобы неопределённости стало меньше?
- Нужно, чтобы они в целом вели более разумную экономическую политику, нацеленную на поддержку реального сектора нашей экономики. Нам около 20 лет говорили, что мы копим кубышку — стабилизационные фонды, фонды национального благосостояния, запасы Банка России, и что это всё нужно на чёрный день. Эти запасы, как нам обещали, позволят пережить любой кризис. Но сейчас мы видим, что правительство опять начинает закручивать гайки и щедрости не проявляет. Мы не слышим ни про снижение налогов, ни про снижение ключевой ставки. В Германии на борьбу с коронавирусом направлено $1,4 трлн, а в России — $3,9 млрд. Ничтожная часть бюджета. По две тысячи рублей на каждого гражданина. Супержадность нашего правительства никуда не исчезла, и она входит в противоречие с теми декларациями, которые звучали прежде.
- А чёрный день между тем уже настал?
- Да, он наступил, но запасы на поддержку экономики никто не тратит. Правительство РФ фактически не поддерживает ни бизнес, ни граждан. Слова у него расходятся с делом, а экономическая политика не очень адекватная. Это и создаёт неопределённость. Хочется, чтобы слова, ранее сказанные, подтверждались делом. Хотелось бы, чтобы Набиуллина, Силуанов, Мишустин выступили и сказали, что в России наконец-то перестали душить бизнес, снизили налоги, обнулили ключевую ставку и начали его поддерживать на внутреннем и внешнем рынках. Это бы вызвало оптимизм, люди смогли бы спокойно переждать карантин и подготовиться к плодотворной работе, которая начнётся после. Но пока поводов для какого-то оптимизма нет.
- А как вы оцениваете уже принятые правительством России шаги по поддержке экономики и бизнеса?
- А что сделано? Составили список системообразующих предприятий, которые будет поддерживать правительство? В него не вошли корпорации «Сухой» и КамАЗ, а вошли «Макдональдс» и букмекерская компания. Если это меры по поддержке экономики, то они недостаточны и не очень продуктивны. Кредитные каникулы? Какие? Отсрочку на полгода, которую можно использовать только один раз и только в том случае, если ваш доход за последний месяц снизится более чем на 30% по сравнению с ежемесячным? А если он снизится не на 30, а на 27%, например? Всё, выплачивать? Да, ресторанам предложили беспроцентные кредиты. Но зачем ресторану кредит, пусть даже беспроцентный? Только влезет в ещё большие долги. Не думаю, что это будет пользоваться спросом.
Но правительственные чиновники постоянно говорили народу, что Россия отлично подготовлена к кризису. Что можно сейчас сказать про эти обещания?
Вспомните, как наше правительство готовилось к кризису. Оно копило ту самую кубышку. Копило её за рубежом. И Центральный банк РФ 80% своих денег хранит в других странах. Но я не уверен, что такие кубышки помогут спасти нашу экономику. Залог того, что страна может пережить любой кризис, в развитой, сильной экономике, сильном производстве, самодостаточном сельском хозяйстве и гибкой системе подготовки кадров, качественно работающей медицинской системе. А на всех этих вещах последние десятилетия наше правительство сильно экономило. Тормозило развитие промышленности, постоянно закручивало налоговые гайки. Сельское хозяйство поддерживалось гораздо слабее, чем в других странах. В сфере здравоохранения постоянно шло сокращение. В поселках и деревнях убирали медицинские пункты. Во многие больницы и вовсе страшно зайти. Поэтому можно сказать, что в экономическом плане правительство РФ к кризису подготовилось слабо. Защита от кризиса — это не нули в зарубежных банках. Защита от кризиса — это сильная экономика!
- Однако либералы в экономическом блоке правительства ведут себя так, словно выбранный ими путь — единственно возможный и альтернативы нет…
- Альтернатива есть! Мы уже много лет говорим и повторяем, что нужен новый курс, ориентированный на усиление промышленности, усиление сельского хозяйства и поддержку населения. Это значит, что надо перестать копить кубышку и начать развивать экономику, которая сможет выстоять в кризисные времена. России нужен протекционизм! У нас миллионы предложений и в плане развития образования, и в плане распределения доходов между федеральным центром и регионами. Российские производственники работают в нечеловеческих условиях, и они смогли доказать свою очень высокую конкурентоспособность. И мы говорим производственнику: «Когда «Партия Дела» придёт к власти, мы для вас в два раза снизим налоги, обнулим ключевую ставку. То есть вы будете платить львиную долю своих доходов не банкирам, а сможете вкладывать их в закупку оборудования, в свой коллектив». Мы будем не слушать то, что нам говорят в ВТО, а создавать условия для повышения конкурентоспособности нашего производственника.
- А в каком положении сейчас находятся российское сельхозмашиностроение и агропромышленный комплекс?
- В сельхозмашиностроении спрос на машины пока не упал. Понятно, что людям в любой ситуации надо есть, и сельское хозяйство будет востребовано. Но проблема связана с тем, что выпуск сельскохозяйственного оборудования у нас зависит от поставок комплектующих из Китая, из Италии, из Германии. С Китаем ситуация вроде смягчается. Предприятия в КНР снова запускаются. А вот заводы Италии и Германии — там сосредоточены поставщики и гидравлики, редукторов, коробок передач и других компонентов — пока стоят и непонятно когда запустятся. Тем более, что границы между некоторыми странами пока перекрыты. Комплектующих на наших предприятиях хватит на месяц работы. И если заводы по производству комплектующих в Италии и Германии не будут запущены, это может стать причиной остановки наших заводов. А с российскими производителями комплектующих ситуация ещё более острая. Они сейчас отправлены на карантин, и если в ближайшую неделю им не разрешат работать, то через неделю остановится всё наше сельхозмашиностроение.
- На посевной кампании это тоже отразится?
- Критично на ходе посева это не скажется. Потому что машины для посевной кампании уже произведены. А если смотреть на осень, на уборочную кампанию, то тоже вряд ли будет катастрофа. Определённый запас прочности есть, и катастрофы с продовольствием из-за сельхозмашиностроения не будет. Главное, на чём сейчас надо сосредоточиться, так это на том, что хотя ситуация сложная и нервная, у «Партии Дела» есть рецепты выхода из кризиса. И есть надежда, что кризис повлияет на правительство оздоравливающе. Но для того, чтобы это произошло, надо чтобы миллионы людей это осознали и захотели изменений.
- А что предлагает «Партия Дела»?
- Снижение налогов, отмена налогов при зарплатах ниже 30 тысяч рублей в месяц. Для небогатых людей налоги следует отменить. Это даст им возможность смотреть в будущее с оптимизмом. А сейчас я слышал, что власти РФ собираются поддерживать сети супермаркетов. Хотя поддерживать торговлю надо, поддерживая обычных граждан. У магазинов неприятности из-за того, что люди мало покупают. Мы же предлагаем сменить экономический курс страны. Сейчас для правительства России членство в ВТО и включенность в мировую экономическую систему — это высший приоритет. Для этого деньги надо держать на Западе и не закрывать свой рынок, чтобы международным корпорациям было хорошо в России. Главная задача для Центрального банка — это борьба с инфляцией. Такая экономическая политика ведёт к подавлению реального сектора. По темпам развития мы отстаём от других стран, что в перспективе грозит тяжёлыми потерями. Безо всякого коронавируса.
Источник публикации: ИА REGNUM