Слово «импортозамещение» прочно вошло в лексикон российских политиков и чиновников. С 2014 года, когда против России стали вводиться первые экономические санкции в связи с возвращением Крыма в состав России. Восемь лет назад был принят ряд программ по развитию производства импортозамещающей продукции.
Приоритетными направлениями импортозамещения стали сельское хозяйство и производство продуктов питания, информационные технологии, машиностроение, а также производство товаров, запрещенных Западом к ввозу в Россию. Ни в выступлениях чиновников, ни в документах по импортозамещению в первые годы почти никогда не упоминалось такое направление импортозамещения, как добыча природных ресурсов. Видимо в общественном сознании сложилось устойчивое мнение, что Россия — страна, в недрах которой есть вся таблица Менделеева и что мы не только добываем все жизненно необходимые природные ресурсы, но еще их экспортируем. Видимо, такое представление было сформировано в советское время. После развала СССР многие месторождения полезных ископаемых оказались за пределами Российской Федерации, на территориях государств ближнего зарубежья.
Избыточность добычи природного газа и нефти почему-то в сознании экстраполировалась на полезные ископаемые, представляющие всю таблицу Менделеева. Но постепенно реальная картина с обеспеченностью России некоторыми ресурсами стала проясняться и иллюзии полной ресурсной обеспеченности стали исчезать. Особенно непростой является ситуация со стратегическими ресурсами.
Перечень основных видов стратегического минерального сырья был утвержден распоряжением правительства Российской Федерации от 16 января 1996 года. С тех пор по составу он остается прежним. К стратегическому сырью в России отнесены: нефть, природный газ, уран, марганец, хром, титан, бокситы, медь, никель, свинец, молибден, вольфрам, олово, цирконий, тантал, ниобий, кобальт, скандий, бериллий, сурьма, литий, германий, рений, редкие элементы иттриевой группы, золото, серебро, платиноиды, алмазы и особо чистое кварцевое сырье.
Фактическое положение с каждым из названных ресурсов в настоящее время существенно различается.
Во-первых, по показателям разведанных запасов.
Во-вторых, по показателям добычи.
В-третьих, по показателям покрытия внутренних потребностей этой добычей.
В июле прошлого года Счетная палата опубликовала отчет по итогам проверки эффективности управлением государственным фондом недр за период 2018 — 2020 гг. Картина, которая выявилась, скажем прямо, неприятная. Согласно выводам Счетной палаты, потенциал российских недр используется очень слабо. Из выявленных в недрах РФ более 280 видов (действительно, почти вся таблица Менделеева) полезных ископаемых добывается приблизительно треть.
За указанный трехлетний период Россия импортировала более трети видов ресурсов из списка стратегических видов минерального сырья и свыше 60% дефицитных видов полезных ископаемых. Наиболее критической оказалась ситуация с такими стратегическими видами, как марганец, хром, титан и литий. По указанным четырем видам российские потребности покрывались импортом на 100%.
По другим стратегическим видам покрытие импортом было также высоким. Например, по цирконию — 87,2%. Помимо этого, Россия покрывает импортом почти 50% потребности в меди; две трети — в бокситах; на 100% зависит от зарубежных поставок йода, а также в значительных объемах закупает за рубежом плавиковый шпат (95%), бентониты для литейного производства (89,6%), каолин (68,3%). Эти виды сырья «имеют широкую область применения и используются в металлургической, химической, атомной, медицинской и прочих отраслях», говорится в отчете Счетной палаты.
Несмотря на достаточно слабый уровень развития обрабатывающей промышленности в России, внутренний спрос на ряд полезных ископаемых весьма значительный. Ресурсы используются для обеспечения потребностей отраслей черной и цветной металлургии, авиакосмической отрасли, ядерной энергетики, химической промышленности и медицины. Те санкции, которые вводились против России до последнего времени, обходили стороной поставки в нашу страну стратегически значимых и других дефицитных природных ресурсов.
Вероятность введения ограничений и запретов на поставки критически важных ресурсов резко повышается. Остро стоит вопрос о корректировке приоритетов развития добывающей промышленности: вероятно, следует снизить активность в добыче тех природных ресурсов, которые идут на экспорт (в первую очередь, речь идет о нефти и газе) и уделять больше внимания «критическим» ресурсам. По некоторым таким «критическим» ресурсам необходимо наращивать (или создавать с нуля) добычу; по другим дополнительно проводить геологоразведочные работы и наращивать величину разведанных запасов.
По ряду «критических» ресурсов следует изменить структуру их использования. Ярким примером является титан. Как уже выше отмечено, Россия 100% титанового сырья импортирует. Из него в России производятся титановые полуфабрикаты (титановая губка и др.), высокого качества сплавы и прокат, которые необходимы в гражданском и военном авиастроении; также диоксид титана (используется в лакокрасочной промышленности, производстве пластмасс, ламинированной и огнеупорной бумаги и др.). Авиакосмическая промышленность поглощает почти 90% продукции российской титановой отрасли.
Большая часть титановой продукции отправляется на экспорт (в прошлом году — 70%). В 2021 году экспорт титана из России составив 14,6 тыс. тонн. Примечательно, что поставки титана из России в Германию и Нидерланды в прошлом году существенно сократились, а вот в США увеличились вдвое. Но в настоящее время американский авиапроизводитель «Боинг», главный зарубежный потребитель российского титана, заявил о приостановке на неопределенное время закупок металла из России.
Во-первых, у него есть достаточно солидный запас металла.
Во-вторых, он начал активные поиски альтернативных источников.
Что касается Европейского союза, то пока официальных заявлений от Брюсселя или отдельных стран-членов об отказе от импорта российской титановой продукции не было. Правда, эксперты не исключают, что в следующих пакетах санкций ЕС титановое эмбарго может быть введено (Брюсселем уже введено в действие пять пакетов санкций; известно, что готовится уже шестой).