Стратегию импортозамещения различные компании в отрасли реализуют по-разному. Однако долгое время на рынке не было единого инструмента, с помощью которого поставщики имели возможность знакомить клиентов со своей продукцией, а заказчики искать аналоги зарубежных товаров. Хорошим решением этой проблемы смог стать Сервис импортозамещения, разработанный Электронной торговой площадкой Газпромбанка. Корреспондент Российского агротехнического форума пообщался с Сергеем Калининым, курирующим работу данного сервиса, и узнал, какой функционал сегодня предлагает система для своих пользователей, как долго проходит обучение ее работе и бесплатно ли ее использование для компаний.
— Сергей, добрый день! Вы выступаете на сессии «Недоступные сервисы и запчасти. Как решают задачу в отрасли».
Расскажите, пожалуйста, как Сервис импортозамещения помогает в условиях нехватки запчастей?
Прежде всего автозапчасти — одна из самых популярных категорий каталога сервиса, только по грузовым автомобилям у нас оцифровано более 87 тысяч наименований различных запчастей. В категории «тракторы» и «сельскохозяйственные машины» более 11 тысяч наименований. Это означает, что с помощью оцифрованных параметров (значений атрибутов по соответствующим категориям) можно оперативно искать запчасти из числа складских позиций наших поставщиков, а также качественно подбирать аналоги.
Кроме этого, уже сейчас с помощью Сервиса импортозамещения может быть решено сразу несколько задач, прежде всего:
— Подбор альтернативной позиции-замены того товара, производитель которого покинул рынок РФ
— Поиск потенциального производителя / поставщика заказной продукции
— Есть возможность запросить актуальную стоимость у поставщика на товар и сроки его производства, если позиция заказная
— Через ценовой запрос есть возможность запросить не только товар, но и услугу, например, НИР, НИОКР или проектирование и реинжиниринг
— Определить перечень потенциальных поставщиков своего региона
— Расскажите, пожалуйста, более подробно, как появился сервис. Чья это была инициатива? Какие ведомства курируют работу площадки? Какие цели преследует работа сервиса?
Сервис был запущен в марте текущего года по поручению Правительства РФ и при непосредственном участии Минпромторга России и Агентства технологического развития.
После предварительной демонстрации текущего функционала наших основных секций электронной площадки выбор был сделан в пользу функционала Торгового портала ЭТП ГПБ, который активно функционирует уже более 8 лет.
Основными требованиями к сервису были качественный подбор аналогов продукции и быстрый, не регламентированный жестко по срокам способ проведения закупки с оперативным привлечением к участию наибольшего числа потенциальных поставщиков.
Ну и, наконец, мы, ЭТП ГПБ, с конца 2017 года являемся технологическим партнером Минпромторга России по теме развития ГИС промышленности. Несколько наших сервисов уже встроены в эту платформу, настроена сквозная авторизация пользователей, налажено отличное рабочее взаимодействие.
— Какой функционал предлагает сервис? Какие преимущества использования сервиса для заказчика и поставщика?
По своей сути сервис — это маркетплейс товаров, работ и услуг. В нем доступны все основные функциональные возможности электронной площадки ЭТП ГПБ плюс дополнительные «фишки», которые выгодно отличают нас от конкурентов. Ценовой запрос может быть закрытым, с указанием дополнительных требований к условиям доставки, а также имеется инструментарий, позволяющий заказчику выбирать поставщика на каждый товар ценового запроса, т. е. осуществлять так называемую попозиционную закупку. Одними из основных преимуществ для заказчика я бы выделил оперативность подбора аналога и публикации ценового запроса.
Для поставщика безусловным преимуществом является возможность заявить о себе и своей продукции через публикацию подробной информации о ней в нашем каталоге, если компания, например, является производителем. Эти данные увидят крупнейшие заказчики России, а наш маркетинговый центр подскажет, что нужно сделать, и поможет с продвижением этих товаров на рынке электронной коммерции РФ.
— Какое количество позиций сегодня находится в каталоге товаров отечественного производства (аналогов импортных товаров)? Какое количество компаний (поставщиков, заказчиков) зарегистрировано?
Все наши текущие ключевые показатели публикуются в периодически обновляемой презентации на странице сервиса и доступны для скачивания. С марта по сентябрь 2022 года мы достигли следующих значений:
Новых зарегистрированных заказчиков — 2676
Новых зарегистрированных поставщиков — 23 993
Новых ценовых запросов — 44 301
Новых сделок — 32 649
Новых позиций в заказах отечественного производства — 145 895
Сумма новых сделок уже превышает 25 млрд рублей
— Кто имеет возможность добавить товар в каталог? Как модерируется система? По каким критериям определяется, что та или иная позиция является полноценным аналогом зарубежному товару?
Товар в каталог добавляется нашей службой каталогизации. Данные вносятся оператором после верификации и тщательной проверки на соответствие данным из технических условий и/или ГОСТ. Исходную информацию, разумеется, мы получаем от поставщиков или производителей. Основными критериями для определения аналога являются параметры атрибутов соответствующей категории товаров. Для определения категорий мы используем наш собственный справочник, а также справочник ОКПД 2.
Так как нами были оцифрованы в том числе и импортные товары, которые закупались ранее нашими заказчиками, можно, основываясь на этих данных, успешно выявлять соответствия.
— Как работа сервиса упрощает осуществление закупки? Сколько времени в среднем тратится на выбор поставщика при использовании Сервиса импортозамещения?
После регистрации в сервисе заказчик может сформировать и опубликовать ценовой запрос за 10–15 минут. Можно указывать время предоставления ответов от 1 дня до бесконечности, это право заказчика. После получения ответов от потенциальных поставщиков заказчик может сделать выбор поставщика за несколько минут и предложить ему перейти на этап заключения договора. После того как поставщик подтвердит условия, стороны могут заключить договор, в том числе в электронной форме прямо у нас в сервисе, функционал это позволяет.
— Как бы вы описали портрет потенциального пользователя вашей системы. Это малый, средний или крупный бизнес? Регионы или Москва? Какая отрасль?
Это могут быть абсолютно разные компании из всех вами перечисленных сегментов. Кроме этого, сервис не имеет каких-либо ограничений по региональной или отраслевой принадлежности. У нас зарегистрированы в качестве заказчиков и поставщиков контрагенты из всех регионов РФ и не только, недавно мы зарегистрировали более 70 компаний из Белоруссии, есть интерес к сервису у компаний из стран-членов Евразийского экономического союза. По отраслям, прежде всего можно выделить заказчиков ТЭК, а также пищевую, фармацевтическую, транспортную и строительную отрасли.
— Насколько тяжело сельхозпроизводителям осваивать и использовать подобные сервисы? Проводите ли вы обучающие тренинги по работе сервиса импортозамещения?
С сервисом может работать любой пользователь со средним уровнем компьютерной грамотности. У нас имеются и опубликованы на сайте подробные инструкции, а служба технической поддержки в режиме 24/7 сможет проконсультировать по всем вопросам как заказчика, так и поставщика. Мы постоянно проводим обучающие мероприятия и онлайн, и, что называется, вживую, непосредственно на площадках, в том числе и на региональных. У нас есть свой обучающий центр, сотрудники которого проводят семинары, вебинары, дистанционные курсы, в том числе и по 223-ФЗ и 44-ФЗ.
— Использование сервиса бесплатно?
Для заказчиков абсолютно бесплатно. Поставщик платит комиссию только после подтверждения заказа в соответствии с нашей тарифной моделью.