Log in

Художники ВДНХ

"Нас утро встречает прохладой,

Нас ветром встречает река.

Кудрявая, что ж ты не рада

Весёлому пенью гудка?     

Вот так, бодро, под марш Д. Шостаковича через главную арку я вступила на территорию ВДНХ. Правда, было уже не утро, а день. Но прохладный он был точно. Направление - к Центральному павильону, или павильону № 1, в котором открывалась выставка "Художники ВДНХ". Хотелось двигаться в том же духе: энергично и красиво перебирать ногами, распрямленной грудной клеткой разорвать призовую ленточку.

ВДНХ, не только одно из любимых мест отдыха москвичей, но и, как сообщили нам в пресс-центре выставки, "крупнейший экспозиционный, музейный и рекреационный комплекс в мире, одно из самых популярных общественных пространств столицы России. У нас бывает более 19 млн гостей в год", - гордо добавляют сотрудники.

Некоторые считают этот комплекс относительно молодым. Но мы-то с вами знаем, что 1 августа 1939 года была открыта ВСХВ, то есть всесоюзная сельскохозяйственная выставка. Далее переименована была в ВДНХ, что значит выставка достижений народного хозяйства, а позже в 90-х название стало ВВЦ, то есть всероссийский выставочный центр. В настоящее же время возвращено название ВДНХ.

А что особенно радует нас всех, что павильоны выставки возвращаются к своему первичному назначению и станет демонстрационным полем достижений страны, настоящим музеем, образованным крупнейшими художниками своего времени и объединившим в себе "монументальные произведения живописи, скульптуры и декоративно-пластические мотивы". Достоверно известно, что участвовали в оформлении ВСХВ-ВДНХ с 1935 по 1955 год более 1000 известных и не очень известных авторов. В настоящей экспозиции представлены 20 авторов.

Это Фуад Абдурахманов, основоположник азербайджанской монументальной скульптуры, участвовал в создании павильона "Азербайджан". Это Василий Ватагин, художник и скульптор, один из лучших анималистов в русском искусстве XX века, созданный им фриз украшает павильон "Кролиководство".

Это Евгений Вучетич, выдающийся советский скульптор - монументалист, созданный им горельеф "Советскому народу, знаменосцу мира, слава!" для Главного павильона, скрытый от глаз посетителей более 40 лет, был обнаружен в 2014 г. Кстати сказать, Вучетич известен монументальными композициями, например, в Берлине, Трептов-парк "Воин-освободитель", в Волгограде на Мамаевом кургане "Родина-Мать", в Нью-Йорке, ООН авторская копия "Перекуем мечи на орала".

Это Александр Герасимов, любимый художник Сталина, в картинах которого отражались идейно-политические тезисы той эпохи, прославление побед социализма, свободной и счастливой жизни граждан страны Советов. Картина Герасимова с изображением Второго съезда колхозников долго время считалась утраченной, но счастливый случай совсем недавно помог её обнаружить в подвале Главного павильона. На выставке представлена проекция. Почему только проекция? Всё просто - идет реставрация.

Это Александр Дейнека, живописец, график и скульптор, создавший росписи в раздел "Новое в деревне", росписи плафона в зале Бурят-Монголии павильона "Дальний Восток".

Это Лев Кардашев, советский скульптор, известный в круга как "поэт деревянной резьбы". Одно из самых известных и сохранившихся до наших дней его произведений уникальный монументальный треугольный фронтон целиком вырезанный из карельской сосны павильона "Карелия".

Это Александр Лабас, художник-авангардист, создатель нескольких диорам.

Это Сарра Лебедева, скульптор, создавшая несколько скульптур для Главного павильона, павильонов "Шелководство", который утрачен, и "Народное образование".

Это Матвей Манизер, видный советский художник и скульптор - монументалист, принимавший участие в создании образцово-показательного объекта страны Советов - Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в Москве.

Это Георгий Мотовилов, мастер монументального рельефа. Его работы - на арке Северного входа.

Это Дмитрий Налбандян, художник, создавший полотно исторической и сталинистской направленности для павильона "Народное образование".

Это Оксана Павленко, создавшая фреску "Народы РСФСР построили социализм" над входом в павильон "Атомная энергия".

Это Аркадий Пластов, "певец советского крестьянства" как говорили о нём, создавший картину "Колхозник Мальцев на опытном поле".

Это Георгий Рублев, график, принимавший участие в оформлении павильона "Зерно".

Это Александр Самохвалов, художник, принимавший участие в создании монументальных панно выставки.

Это Павел Соколов-Скаля, мастер исторической и батальной живописи, принимавший участие в создании парадных панно.

Это Алексей Тенета, скульптор, оформлявший павильон "Народное образование".

Это Владимир Фаворский, книжный график, участвующий в оформлении павильонов выставки.

Это Исидор Фрих-Хар, выполнивший несколько крупных майоликовых барельефов для павильона "Азербайджан".

Это Ольга Яновская, художник, принимавшая участие в оформлении двух павильонов.

pastux

Часть работ авторов утрачена. Но и сегодня, глядя на женские образы ткачих московской трехгорки, начинаешь подпевать Любови Орловой:

"Нам ли стоять на месте?

В своих дерзаниях всегда мы правы.

Труд наш есть дело чести,

Есть дело доблести и подвиг славы."

Специалисты имеют возможность дополнить материалы о произведениях искусства и принять участие в исследовании материалов.

Для детей устроители выставки предусмотрели занимательные задания, позволяющие познакомиться с визуальным материалом ВДНХ в особой, игровой форме.

Сталевары, хлопководы, животноводы. Ушли люди, послужившие прообразами скульптур и картин, ушли скульпторы и художники. Но все же, они остались с нами, они дают нам урок.

Этим небольшим очерком мы открываем серию репортажей о культурных мероприятиях ВДНХ. Будет интересно.

Ирина Лебедева          

 

Распродажа туров - 160*600 Скидки на туры Туры по России - 160*60 Турция - 160*600